Чем ближе первое сентября, тем тревожнее родителям
будущего первоклассника. Ведь сразу же после того, как прозвенит первый
звонок, малышу придется столкнуться с массой новых людей и непривычных
ситуаций. Справится ли он?Как попроситься в туалет? Как объяснить учительнице, что не понял
правило? Как рассказать, что тебя обижают одноклассники, не рискуя
прослыть при этом ябедой?
К кому обращаться, если потерял школьные
принадлежности? Как говорить с завучем, охранником, нянечкой,
буфетчицей, медсестрой?.. Конечно, со временем ваш первоклашка
разберется в хитросплетениях школьного этикета. Но чтобы на первых
порах он не смутился и не испугался, оказавшись в новом, незнакомом и
не слишком уютном месте, стоит заранее подготовить его.
Играем в школу!
Но как расскажешь вчерашнему дошколенку о правилах
поведения в школе? Ведь дети живут моментом, и отвлеченные инструкции и
нравоучения пропускают, как правило, мимо ушей.
А вот в игру ребенок активно включается и глубоко проживает даже те
ситуации, в которых никогда не оказывался в жизни. Этим-то и надо
воспользоваться. Приготовьте кукол, изображающих персонажей школьной
действительности (воспользуйтесь фигурками в конце журнала). Придумайте
и разыграйте с их помощью типичные ситуации, в которых может оказаться
первоклашка в первые школьные дни.
Важно, чтобы ребенок учился видеть ту или иную ситуацию с разных точек
зрения. Для этого предложите ему в каждой сценке примерить на себя
разные роли: пусть побудет растерянным новичком и уверенным в себе
отличником, хулиганом, ябедой, строгой учительницей и веселым физруком,
сердитым охранником и добродушной буфетчицей. Так, играючи, вы сможете
рассказать ребенку о том, как правильно вести себя. А еще выяснить, не
боится ли он предстоящих перемен, не завышены ли его ожидания,
адекватно ли он оценивает себя. И если есть какие-то проблемы,
постараться мягко скорректировать их.
Учительница первая моя
Часто дети не понимают, как строить отношения с
учительницей. Традиционно дистанция между воспитательницей и детьми в
детском саду гораздо меньше, чем между учительницей и классом. И
ребенок попадает в неловкие ситуации просто потому, что не умеет задать
правильный тон в отношениях. Чтобы этого избежать, проиграйте
разнообразные ситуации, в которых может оказаться ребенок.
Забыл, как зовут учительницу.
Такое бывает с первоклашками
сплошь и рядом и может привести малыша в состояние ступора. Проиграйте
варианты решения проблемы: вежливо узнать у самой учительницы, у соседа
по парте и т.д.
Не понял или не расслышал объяснения.
Разыграйте несколько
подобных ситуаций, чтобы малыш понял, что нет ничего страшного в том,
чтобы переспросить. Гораздо хуже сидеть, ничего не понимая, до конца
урока.
Потерял или забыл дома что-то нужное.
Самое глупое – ждать,
что «пронесет». Обнаружив в середине урока, что у одного из учеников
нет, к примеру, зеленой ручки или пластилина, учитель, скорее всего,
будет недоволен. Лучше сообщить об этом самому в начале урока.
Проиграйте разные варианты подобных ситуаций.
Нужно в туалет.
Научите ребенка стандартному «Можно выйти?». И продумайте, как поступить в возможной неординарной ситуации:
если «выйти» нужно срочно, а учительница не замечает поднятой руки;
если требуется туалетная бумага;
если первоклашка не помнит, куда идти.
Хочется поделиться с учительницей своими переживаниями или радостью.
Общительные
экстраверты иногда просто не в состоянии сдержать свои эмоции. Однако
учительница далеко не всегда может выслушать малыша. Что делать? К
примеру, поднять руку и спросить: «Можно, я расскажу, как мы с папой
вчера ездили на рыбалку?» Или, если речь идет о чем-то личном, подойти
на переменке и, выждав, когда учительница не будет занята, спросить: «Я
хочу Вам кое-что рассказать. Когда это можно сделать?»
Другие школьные обитатели
В детском саду ребенок ни с кем, кроме
воспитательницы, в самостоятельные отношения не вступает. Собственно, и
в первые школьные дни контакты эти сведены к минимуму, ведь первоклашки
передвигаются по школе, в основном, в сопровождении классного
руководителя. И все же малыш должен знать, как повести себя во
внештатной ситуации.
Потерялась сменная обувь (или любая другая вещь).
Малышу придется обратиться к уборщице или дежурному учителю. Разыграйте несколько вариантов развития событий.
Потерялся сам незадачливый первоклашка.
Подобные курьезы не
редкость. Малыш может перепутать и этаж, и класс, и учительницу.
Разыграйте, как вести себя в этом случае: не рыдать в ужасе, а
извиниться, представиться и попросить показать дорогу в нужный класс.
У малыша болит голова (нога, живот).
Научите его толково
объяснять учительнице свое состояние, вести себя в медицинском
кабинете. Если ребенку противопоказаны какие-то лекарства или
медицинские манипуляции, внушите ему, что он не должен позволять
школьному врачу ничего с собой делать, пока не придет кто-то из
родителей.
Встреча с ровесниками.
В школе у ребенка появляется гораздо
больше, чем прежде, возможностей вступать в спонтанные, не
регламентированные взрослыми отношения со сверстниками. Однако наладить
контакт на первых порах бывает не так-то просто. Разыграйте
разнообразные варианты отношений:
как вписаться в уже сложившуюся компанию приятелей по двору или детсаду;
как защитить свое имущество от посягательства, не рискуя прослыть жадиной – предложить поменяться, поделиться, одолжить;
что делать в случае прямой агрессии – решить дело миром, обратить
все в шутку, защититься и дать сдачи. В игровой форме покажите, что
прибегать к помощи старших в решении детских междоусобиц можно в самом
крайнем случае, если никак не можешь противостоять обидчикам.