Когда возникают конфликтные ситуации в семье с подростком, надо
научиться их успешно преодолевать. У психологов есть такой термин
«неустойчивость родительского восприятия». Здесь речь идет о том, что
подростковый статус как в обществе, так и в семье еще не утвердился.
Подросток уже не ребенок, но и не взрослый.
В это сложное время у
него множество недостатков. Он неусидчив. Отличается несобранностью. Нет
взрослой целеустремленности. Подросток достаточно несдержан. Внешне он
еще не выглядит привлекательным. Но, тем не менее, несмотря на то, что
еще, казалось бы, совсем ребенок – требует уважения, пробует
критиковать. Одним словом, он стремится вести себя, словно взрослый
человек. Однако в то же время он как ребенок раскидывает вещи, не
видит ничего страшного в своих опозданиях, капризничает. В результате на
первом плане оказываются несовершенства подростка и недооцениваются его
положительные черты характера. В подобной ситуации задачи родителей
заключаются в следующем. Систему прав и обязанностей им следует
сбалансировать. Стараться оценивать недостатки и достоинства подростка
оценивать объективно. А вот раздражение и признаки недовольства в себе
вовремя гасить и не давать им вырваться на свободу.
Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно
понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший
диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации
(от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда
голос ребенка становится голосом взрослого человека.
Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной
жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые
группы, подготовительные курсы при консерватории, индивидуальные
занятия с учителем по математике…
Однако специалисты считают, что шансы школьника оправдать ожидания семьи часто
зависят лишь от его выносливости. О
том, к чему могут привести школьные перегрузки и как с ними бороться,
рассказывает Майя Соколова, кандидат медицинских наук, детский невролог
Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Александра
Вейна.
Тики – это непроизвольные движения, сокращения мышц:
моргание, подергивание плечами, сжимание губ, вздрагивание. Это одно из
самых частых неврологических заболеваний детского возраста. Оно
встречается у 20% детей в возрасте до десяти лет.
Как отличить патологическую гиперактивность от
проявлений бурного темперамента и вовремя помочь ребенку справиться с
недугом, рассказывает Оксана Гончаренко, детский невролог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.
Любая мама радуется, когда у ребенка хорошее
настроение и есть силы для общения, беготни во дворе и милых шалостей.
И, разумеется, не следует любого школьника, энергия которого бьет через
край, относить к категории пациентов с нарушениями или заболеваниями
нервной системы. Если дети порой упрямятся или не слушаются,
«разгуливаются» на ночь глядя или просыпаются ни свет ни заря,
беспокоиться тоже не стоит.
Никто не станет алкоголиком только оттого, что дома хранится водка.
Точно так же ребенок не может стать игроманом только лишь потому, что в
его комнате есть компьютер. Зависимость вызывает не компьютерная графика
и не захватывающий сюжет игры, а радость, которую они дарят.
Когда я была ребенком, мало кто из взрослых упускал случай поучить
свое чадо уму-разуму. «Ну что, лоботряс, опять на диване развалился?» –
добродушно ворчал на сына папа одноклассника. – «Вот я в твои годы!»
Далее следовал длинный перечень заслуг – от участия в кружке юннатов до
конструирования двигателя внутреннего сгорания, пусть даже из картона.
Что ни говори, а привести самого себя в пример порой очень приятно.
А теперь представьте, что чувствует современный родитель, которому
отказано в этом удовольствии. В годы, когда он только мечтал о полете в
космос, его сын уже успел сменить третью работу, а дочь с успехом делает
первые шаги по подиуму. В том возрасте, когда дедушка учился складывать
в столбик, внук считает себя «продвинутым юзером» и снисходительно
объясняет старику, как пользоваться микроволновкой. Воспитанники и
воспитатели поменялись местами. И уже не всегда ясно, кому кого учить и
кому кого ставить в пример. Дети, правда, ко всем этим вопросам
относятся совершенно спокойно, они заняты своими, часто совсем
недетскими делами. А вот взрослым остается только всплескивать руками и
гадать, как же случилось, что дети так рано повзрослели. Может,
что-то с экологией…
Дополнительное образование, несмотря на название,
ничуть не менее важно, чем школа, – в этом уверена психолог Анна Мухина.
Хотите вырастить гармоничную личность? Запишите ребенка в какой-нибудь
кружок! Причем выбор хобби принципиального значения не имеет.
— Мой сын Егор никак не определится с увлечением, –
сетует мама тринадцатилетнего подростка. – Целый год я возила его на
фигурное катание, потом к спорту он интерес потерял. Зато два года
отучился в музыкальной школе. Когда мы поменяли квартиру, и в новом
классе ребята стали Егорку обижать, он записался в секцию контактного
боя. Но его терпения хватило только на полгода. А еще были плавание,
занятия у скульптора, шахматный клуб…
Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил
бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно
вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не
пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников
высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к
употреблению ненормативной лексики?
Первый раз я влюбилась во 2-м классе. Он всегда
ходил в ярко-зеленой рубашке и так сильно мне нравился, что однажды я
со всей силы огрела его по голове хрестоматией по литературе.
Хрестоматия была толстой, он даже покачнулся, но устоял. Сегодня,
спустя годы, я с ужасом думаю о возможных последствиях.
И (на всякий случай!) прости меня, Алеша!