Попробую описать аэробику для мозга. Называют нейробикой, но главное это не название, главное - принцип и смысл.
Для начала в чем же смысл всех этих телодвижений. Ведь мозг не мышца, однако и его можно "прокачать". Мы привыкли к тому, что тренировка ума включает в себя в первую очередь упражнения умственного характера - головоломки, шахматы, логические задачи и прочее того же порядка.
Однако нейробика отличается от всех вышеуказанных методов тем, что в упражнениях задействованы все 5 чувств. Таким образом, цель занятий состоит в развитии природной предрасположености головного мозга устанавливать взаимную связь между различными видами информации, чем достигается его пластичность и увеличивается количество нейронных связей.
Дети не всегда рассказывают родителям о школьной жизни в подробностях. Чтобы узнать от ребенка как можно больше, придётся проявить фантазию. Вопросы родителей вместо шаблонного «Как дела в школе?» могут быть такими:
1. Какое лучшее событие сегодня случилось в школе? А худшее?
2. Расскажи, что сегодня заставило тебя рассмеяться.
3. С кем бы ты хотел бы сидеть в классе? А с кем бы не хотел? Почему?
Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не подходит, если он зовет ее и плачет, чрезвычайно распространена. Разумеется, это не говорит о ее жестокости, просто она желает, чтобы ребенок засыпал сам. Однако очень часто это приводит к невротическим страхам, которые могут аукнуться в дальнейшей жизни малыша. Конечно, рано или поздно он уснет, но чувство тревоги останется.
Почему мы поощряем бесконтрольное пользование компьютером? Странный вопрос. Родители, учителя, эксперты в СМИ вроде бы единодушны в обратном: «Детей надо контролировать. Время у компьютера – ответственность взрослых!» В реальности же мы всё чаще видим родителя, беспомощно разводящего руками: «Они теперь другие, с рождения компьютерные, ничего не могу сделать, не слышит и не слушается, врёт. Как объяснить и доказать, что прав – не знаю!»
И в тот момент, когда мы сдаём позиции, признавая свою беспомощность перед детьми, мы незаметно передаём им власть в семье, признавая их право решать, как жить и что делать. Здесь власть в семье – фактически награда за бесконтрольное пользование компьютером. Естественное желание подростка стать главным, свободным, ценимым помогает развиваться, достигать, преодолевать. И оно же – страшная ловушка, если рядом с подростком нет взрослого, объясняющего, что на самом деле ценно, а что не стоит так жарко отстаивать, тратя силы.
1-й класс, трудовые будни школьника. Домашних заданий, вроде бы, не задают, но по факту они уже есть. Каждый вечер после работы мама и папа новоиспечённого ученика несут ещё одну трудовую вахту. А ко второму классу вечера превращаются в пытку для всей семьи. По 4 часа делаем каждый день уроки, что же дальше будет? «Идти домой не хочется, как вспомню, что уроки ещё с ребёнком делать», – вздыхает мама.
Поиграть некогда, с утра до вечера – одни уроки. Даже времени на необходимые сон и прогулку нет. Возникает вопрос цены такой учёбы. Ребёнок не успевает отдохнуть и восстановиться, поэтому на следующий день в школе засыпает и не может собраться. Вся семья в попытках помочь школьнику подключает к домашним заданиям бабушек, дедушек, нянь – всех, кто оказывается дома в этот момент.
У детей в подростковом возрасте появляются проблемы и им требуется психологическая помощь. Проблемы одростка часто несут очень серьезные последствия, это подростковая наркомания, суицид (или ребенок просто угрожает покончить жизнь самоубийством), отказ от взаимодействия с обществом (подросток замыкается в себе). Конечно же и подростковый суицид и наркомания полностью меняют жизнь вашего ребенка. Но если вы вовремя позаботитесь о психологическом состоянии вашего сына или дочери, всех этих проблем можно избежать!
Вы родитель, для вас наступило трудное время. Вы расстроены, обеспокоены, может быть, даже разгневаны тем, как ведет себя ваш сын или дочь подросток. В глазах всего мира ваша проблема может казаться частной, личной и очень незначительной, иногда у вас могут возникать мысли о психологической помощи.
С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту - установление стабильных дружеских привязанностей, позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от себе подобных. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и понимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе, и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников.
Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин. К сожалению, однажды в радостное и безмятежное существование может вторгнуться травма. Дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Страшная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, травма несёт с собой физические потери, которые на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождаются травмой психологической.
Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.). Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло».
Воспитывая любимого малыша, родители чаще всего связывают с ним огромные надежды «Когда наш ненаглядный сынок вырастет, он обязательно поступит в лучший ВУЗ, займет высокое социальное положение - всего в жизни сумеет добиться!»… Но вот проходят годы, любимое чадо подрастает и разбивает в пух и прах все светлые мечты: вместо гордости за отпрыска, маме и папе приходиться лишь краснеть на родительских собраниях – ребенок-то двоечник! Как тут не рассердиться?
Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь?