Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь?
Исследователи из Университета Майями (США) решили выяснить, влияют ли детские впечатления на склонность человека предавать ближнего во взрослой жизни.
В эксперименте участвовали 244 испытуемых, им предлагалось играть в компьютерную игру, причем им говорили, что они играют с живым человеком, однако на деле их партнёром-противником был ПК, запрограммированный повторять предыдущее действия человека. После сеанса игры каждый рассказал о собственном детстве, об отношениях родителей и об обстановке в семье.
Однажды вечером к бабушке домой прибежал ее четырнадцатилетний внук Кирилл с просьбой о помощи:
— Бабушка! Возьми меня к себе жить! Я домой, к маме, больше не пойду.
— Что случилось? – испугалась бабушка.
Сначала Кирилл молчал и пытался скрыть слезы, от него ничего невозможно было добиться. Видно было только, что мальчик находится в состоянии сильнейшего стресса. Бабушка никак не могла понять, что произошло. Ведь дети убегают от родителей, когда те их бьют, унижают, не кормят! А Кирилл спасался от ее дочери Светы, которая была самой заботливой в мире мамой!
Бабушка помнила, как после развода в свои двадцать пять лет Света сказала:
— Я замуж больше не выйду никогда! Новый муж будет отвлекать меня от сына! С этого момента я занимаюсь только ребенком!
И Света действительно посвятила жизнь Кириллу. Она даже уволилась с работы, потому что не хотела отдавать ребенка в детский сад и подвергать инфекции. Она сдавала дедушкину квартиру и жила на доход от нее.
Света очень вкусно готовила, покупала Кириллу все игрушки, которые он просил, и самую модную одежду, по воскресеньям водила его в театр, цирк, посещала с ним спортивные соревнования. Ей удалось даже свозить Кирилла за границу, хотя доход у нее был не слишком велик.
Что еще мальчишке нужно? Почему этот избалованный, обласканный сын удрал от матери, как от огня? Когда Кирилл немного успокоился, бабушка стала постепенно узнавать причину такого внезапного бегства.
— Мам, поиграй со мной! – раздается голос из детской. — Мне некогда, ты уже большая, сама играй. Дитя, вздыхая, плетется на кухню, к маме, которая просит не путаться под ногами. Тогда ребенок выдвигает контраргумент: «А можно я тогда в компьютер поиграю, чтобы тебе не мешать?» Так часто начинается то, что может развиться в целую проблему. Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры. Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда. — Мы такого и не знали, играли все во дворе, а сейчас одного не выпустишь, дети гуляют с родителями. С ребенком играла, конечно, потому что надо, но мне это скучно было. Ну сколько я могу в эти гонки играть?! Папа – да, с удовольствием, но у него времени почти не было. А я это не люблю. Я вот предлагала Мише дом построить, мягких игрушек туда поселить, но он как-то не оценил. А сейчас тем более, уже второклассник, учился бы лучше, а он до сих пор пытается играть, правда, уже не просит меня. В разговор вступает Миша: — А чего просить-то? Всё равно услышу, что некогда маме. Да и неинтересно ей со мной. А у Вас компьютера нет поиграть, пока Вы с мамой разговариваете? – спрашивает Миша у меня. Я говорю, что нет, но есть разные игрушки, арт-материалы, а еще много камней-самоцветов, спилов деревьев, ракушек. — Да, поиграть не во что, – грустно резюмирует Миша. Но всё же начинает уныло перебирать имеющийся арсенал игрушек и игр в моем кабинете. Через десять минут я замечаю, что Миша выстроил из ракушек и камней что-то большое и красивое. — Это город, в котором я хочу жить. Я о нем часто мечтаю. — А что в этом городе? — Да всё как обычно, только школ, как у нас, нет там. Дети много играют, гуляют, общаются. — Ну вот, видите, ему только бы не учиться! – восклицает мама. — А как дети учатся? — Они выбирают то, что им интересно, и занимаются, а потом ходят в школу, только не каждый день, а когда подготовятся. И тогда следующее задание получают от учителя. Только задания интересные, поэтому хочется скорее выполнить. Чтобы следующее получить. — А это не вредно, такие фантазии? – испуганно спрашивает мама.
По данным ВОЗ, за последние 100 лет число пациентов, страдающих неврозами, выросло в 24 раза. Этому есть множество причин. В том числе бурный темп жизни, социальные, экономические, биологические факторы. Хотя неврозами страдают люди всех возрастов, истоки заболеваний зарождаются в детстве или в подростковом периоде.
Одноклассника моего Сережки, Василия, мы уже много лет подряд ставили нашему сыну в пример. Да и не мы одни — ведь это был кумир всего класса! Воспитанный, круглый отличник, победитель шахматных турниров и олимпиад по английскому языку — не парень, а золото! Поэтому-то изменения, которые стали происходить с Васей буквально у нас на глазах, бурно обсуждались и его одноклассниками, и их родителями.
Прежде безупречно вежливый и улыбчивый, юноша стал вести себя грубо и выглядел мрачнее тучи, начал часто пропускать уроки (и это в десятом-то классе!). Вместо сплошных пятерок скатился сначала на четверки, а затем и на тройки. На родительских собраниях учительница, недоуменно разводя руками, рассказывала, что с Василием творится что-то неладное рекомендовала матери показать сына психотерапевту. Но родительница на это предложение отреагировала с возмущением. Действительно, незачем было нашей классной обсуждать эту тему публично. А через некоторое время после собрания сын по секрету рассказал мне, что Васю положили в клинику неврозов.
В нашей стране в последние годы наблюдается тревожная тенденция: резкое увеличение случаев некоторых инфекционных заболеваний. К примеру, рост заболеваемости туберкулезом медики объясняют увеличением гастарбайтеров на просторах нашей родины, а также... отказом отпрививок. Причем некоторые родители отказываются наотрез прививать своих детей не только от туберкулеза, но и от других, не менее опасных заболеваний. Отказ от прививок в последние годы вошел в моду.
При этом родители, не делающие своим детям прививок, не отдают себе отчет в следующем факте: как только количество непривитых превышает некоторую критическую массу, тут же начинается эпидемия. Так было с коклюшем в 80-е в Великобритании или с дифтерией в СНГ в 90-е.
В чем сегодня пошла в школу ваша дочь? В курточке до пояса и джинсах на бедрах или миниюбке? В этой популярной у тинейджеров экипировке запросто можно заработать воспаление почечных лоханок – пиелонефрит. В силу анатомических особенностей у девочек он возникает в 10 раз чаще, чем у мальчиков. Неприятнее всего то, что воспаление может протекать бессимптомно, заявив о себе, когда в почках произошли изменения. Постарайтесь этого не допустить!
Инфекция собирается в почечных лоханках. Старорежимное словечко «лоханка» давно уже исчело из современного обихода. Оно сохранилось лишь на страницах бессмертного «Мойдодыра», призывающего ребят мыться-плескаться «в ушате, корыте, лохани», да в названии болезни почек. «Пиелос» — по-гречески значит «корыто», «лохань». В эту самую анатомическую лоханку стекает моча, выработанная почками, которая отправляется дальше по мочеточникам в мочевой пузырь.
Родители должны знать, что даже легкие на первый взгляд падения могут оказаться коварными. Поэтому важно быстро распознать опасные симптомы и суметь оказать первую помощь.
Ушибы
Имейте в виду: самые опасные – ушибы головы, грудной клетки, спины, живота. Они могут сопровождаться повреждениями внутренних органов. Если у ребенка появились головная боль, головокружение, тошнота, нарушился ритм дыхания – срочно к врачу! Очень болезненное и уязвимое место – копчик: при падении возможен перелом. Нелишне показаться доктору, если сильно ударились коленкой или локтем. В суставе может скопиться кровь, которую нужно удалить. Самостоятельно она не рассосется и будет мешать движениям.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.