Никто не станет алкоголиком только оттого, что дома хранится водка.
Точно так же ребенок не может стать игроманом только лишь потому, что в
его комнате есть компьютер. Зависимость вызывает не компьютерная графика
и не захватывающий сюжет игры, а радость, которую они дарят.
Существует ошибочное мнение, что причина зависимости – наличие
компьютера дома. Некоторые родители отказываются покупать ребенку
компьютер, чтобы он жил реальной жизнью: учился, гулял, читал, ходил в
кружки. Тем самым они наносят сокрушительный удар по его будущей
карьере. Сейчас компьютеры везде, и на обочине жизни окажутся те, кто не
умеет ими пользоваться. А в компьютерную зависимость впадают далеко не
все, для этого нужны определенные предпосылки.
Компьютерные игры – это один из способов убежать от действительности.
Способ этот не единственный и, пожалуй, наиболее безобидный вариант: по
крайней мере, ребенок сидит дома и не очень вредит своему здоровью. Но
почему же дети нуждаются в бегстве от действительности?
"Ты не оправдал ожиданий!"
Павлик был поздним долгожданным ребенком у обеспеченной супружеской
пары. Родительские чувства обрушились на Павлика лавиной, а вместе с
ними – престижная школа, кружки, частные преподаватели – все самое
лучшее и дорогое. Мама упивалась своим поздним материнством, ей хотелось
сделать из своего ребенка и музыканта, и спортсмена, и полиглота
одновременно. Это все было интересно ей, но не Павлику. Мальчик хотел
играть в игрушки, мечтал, чтобы от него отстали. Но нет! День Павлика
был расписан по часам, он должен был постоянно исполнять желания матери,
которая отыгрывалась на нем за многие годы бездетности.
Раньше Павлик слушался, но в 14 лет произошел срыв. Павлик сел за
компьютер и полностью ушел в игры. Слова матери он не воспринимал, она
стала для него чужим человеком. В детстве Павлику не дали свободы,
внешний мир навалился на него неподъемной тяжестью, задушил домашними
заданиями и обязанностями. Детства, как такового, не было, и только
сейчас, в 14 лет, оно началось. Исполняя мамины желания, Павлик не успел
исполнить свои. И теперь он их исполняет! Это желания поиграть, побыть
на свободе, избавиться от взрослых проблем. А мать теперь – злейший
враг, она мешает ему!
"Спасибо виртуальным монстрам!"
В семье Игоря произошла трагедия. Мать выгнала любимого папу и
привела чужого, несимпатичного мужчину. Вскоре у матери родился второй
ребенок, и Игорю дали понять, что он в их счастливой семье лишний. Игорь
одинок, озлоблен, он запирается у себя в комнате и играет на компьютере
в агрессивные игры. И спасибо виртуальным монстрам, которые приняли на
себя его негативную энергию, иначе она бы могла обрушиться на людей.
Психологи советуют бить подушку, Игорь бьет монстров. Это социально
адаптированный выход агрессии! Монстры, как громоотводы, забирают на
себя человеческую злость, ненависть, желание убивать и разрушать. Если
бы не они, многие подростки выплескивали бы свою агрессию на улице. 3 # №
Хо л о д ный , липкий ужас У Стасика болеет мать. Она лежит в постели и
предрекает страшные вещи: что Стасик скоро останется сиротой, что люди
вокруг злы и никто никогда его не пожалеет, что впереди его ждет
тяжелая, полная лишений жизнь. Мать стонет, и сын чувствует, что перед
ним разверзлась черная, бездонная пропасть. Если бы он мог хоть что-то
сделать! Единственное спасение – это компьютер. Там есть веселые наивные
мультики, детские игры во всяких рыбок и птичек. Стасику хочется жить в
счастливом мире: пусть лучше компьютер станет реальностью, а настоящий
мир окажется страшным сном.
Трудности общения
Пятнадцатилетний Миша некрасив, к тому же он инвалид, ходит,
прихрамывая. В классе он не котируется, ни одна девушка не обращает на
него внимания. Миша избегает общения с людьми и общается только по
Интернету. Там у него проходит вся жизнь, там и любовь, и дружба, и
взаимопонимание.
За компьютером хорошо, а в школе плохо
Виталик плохо учится в школе. Родители его постоянно ругают,
угрожают, запугивают. А он, как ни старается, ничего не может изменить:
не понимает он математику! Когда Виталик увлекся компьютером, его стали
ругать еще больше. «Вместо того, чтобы уроки делать, он дурью мается!»
Виталик ощущает свою вину, сидя за компьютером, но не может с собой
справиться. За компьютером хорошо, а в школе плохо, да и дома с
родителями тоже плохо. Компьютер как прекрасный сон, который позволяет
отрешиться от внешнего мира!
Вернуть игромана к реальности
Родителям следует задать себе такой вопрос: «Если ребенок перестанет
сидеть за компьютером, что в освободившиеся часы он будет делать?» Если в
голову придет: «Делать уроки, убираться в квартире», – то их борьба с
компьютерной зависимостью бесполезна. Нельзя приятное заменять
неприятным, приятное надо заменить еще более приятным, тогда закон
физики сработает. Представьте себе, что вы сидите в теплой ванне, а
снаружи воздух холодный. Вы пробуете вылезти из ванны, вас обдает
холодом, и вы ныряете обратно. Вылезать из ванны хорошо тогда, когда
снаружи воздух теплый, не правда ли? Поэтому создайте компьютерным
игрокам теплый окружающий мир, который перетянет их на свою сторону!
Как это сделать?
Исповедь игромана |
Когда у меня провели Интернет, я был самым счастливым человеком на
свете. Все мои друзья уже общались в сети, увлекались разными
«стрелялками». Однажды появилась странная игрушка Ультима Онлайн.
Животные и люди на экране просто жили: куда-то ходили, чем-то были
заняты, а игроку надо было «развивать» своего персонажа в мире,
состоящем из огромного материка и мелких островов. Постепенно на сервере
стали появляться новые игроки, популяция достигла 700 человек.
Провайдеру стали поступать письма от родителей с просьбой закрыть доступ
к игре, так как дети становились агрессивными, хуже учились. Я учился
хорошо, так что проблем со школой не было. Но, приходя домой после
школы, сразу возвращался к игре и иногда просиживал за компьютером до
утра. Родители пытались с этим бороться, но, как ни странно, их опасения
были напрасны. Скажу честно, только после Ультима Онлайн у меня
появилось желание выйти на улицу и погулять с друзьями, которых встретил
в виртуальном мире. |
Надо прекратить навязывать ребенку свой сценарий жизни, как это
делает мать Павлика, и в то же время не следует превращаться в хнычущего
ребенка, как это делает мать Стасика. Родители должны быть сильными и
уверенными в себе, готовыми помочь в любой ситуации.
Сам компьютер может предоставить детям нечто более приятное, чем
игры: это безграничные возможности для творчества. Если ваш ребенок
только играет, то, вероятно, он плохо знает компьютер. На компьютере
можно редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать
музыку и книги, по-английски общаться с иностранцами. Друг из
Великобритании – это отличная практика английского языка!
Конечно, если ваш ребенок развлекается за компьютером вместо того,
чтобы делать необходимые дела, это плохо. Рутинный труд неприятен, но он
наполняется удовольствием, если человек осознает огромное значение
своего труда. Раньше мать в деревне уходила на работу и оставляла
старшей дочери все хозяйство и младших детей. Девочке было очень трудно,
но она понимала, что ее труд необходим.
Сейчас на детей наваливают обязанности, в которых они не видят
смысла. Нынешняя девочка думает: «Почему я обязана читать, если мне это
неинтересно? Зачем играть на скрипке, если я не хочу быть музыкантом?
Почему надо учить английский? Взрослые хором говорят: «Нужно!» А зачем
это нужно, где он применяется?» С точки зрения девочки, ее заставляют
делать что-то, лишенное смысла. К тому же она подслушала разговор
родителей: «Это надо, чтобы она не болталась на улице!» А она и так «не
болтается» на улице, она сидит за компьютером. Поэтому задача родителей –
объяснить смысл труда, которым они нагружают своих детей. Иногда можно
наглядно продемонстрировать. Мама попросила сына сходить в магазин, он
забыл. Утром он пришел завтракать, а завтрака нет, потому что продукты
никто не купил.
Источник: http://www.za-partoi.ru/archive/?article=67&rub=45 |