Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается...
Никто не забыт И ничто не забыто
Коллектив нашего лицея поздравляет всех с Праздником Победы в Великой Отечественной войне!
Гордость нашего лицея - создание Книги Памяти, доказательство верности идеалам гражданственности и патриотизма. Главное в воспитательной системе МБОУ "Лицей № 104" - воспитание патриотизма гордости и патриотизма великодушия. Патриотизм - это причастность ко всему в культуре и цивилизации своей страны, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что мешало и мешает своим и чужим. Патриотическое воспитание в лицее многообразно: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое, спортивно-патриотическое, "земский патриотизм" и т.д.
Но самым важным мы считаем проект "Вклад моей семьи в в дело Победы", посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта - учитель истории Отрубейникова Наталья Николаевна. История - это прошлое человечества. А человечество состоит из отдельных людей, и у каждого свои корни. Будущее невозможно без прошлого и настоящего. Нам необходимо знать, чем мы можем гордиться, что можем передать в наследство своим потомкам. Нет семьи, где не вспоминают родных, участвовавших в этой войне. Для многих это семейный праздник. Начиная с 2011 года мы работаем над исследовательским проектом "Вклад моей семьи в дело Победы".
Проект стал значимой частью педколлектива лицея по патриотическому воспитанию школьников. Результаты этой исследовательской работы за первые два этапа 2011 - 2013 годы собраны в Книге Памяти. Она стала первой частью реализации проекта. В ней собраны материалы о 200 участниках Великой Отечественной войны. Ценно и то, что в этом проекте принимают участие не только лицеисты, но и педагоги лицея. Участники проекта собирали информацию о членах семей, участниках войны и тружениках тыла. В лицее ежегодно оформляется галерея фотографий "Война в лицах", проводятся экскурсии у фотогалереи и уроки Мужества по материалам исследований. На данный момент подготовлен материал и ко второй Книге Памяти.
В лицее 104 прошли Уроки мужества посвящённые подвигу блокадного Ленинграда. Лицеисты узнали больше о героизме и подвиге советского народа. С учащимся 10 класса встретился заместитель Главы города, руководитель администрации Кузнецкого района Сухорев С. Н. На встрече звучали стихи, воспоминания блокадников. Сергей Николаевич напомнил ребятам о трагической истории Ленинграда и уроках Великой Отечественной войны. Ученики 8 класса возложили цветы к Звезде в Сквере Победы в Кузнецком районе.
Также прошли информминутки, посвященные блокадному Ленинграду и подвигу наших земляков Л.Черемнова, А.Красилова и И.Герасименко.
С 18 марта по 22 июня в 85 субъектах Российской Федерации будет высажено 27 млн саженцев в черте городов и за их пределами, в городских и сельских поселениях. Каждое дерево — символ памяти и благодарности мирных поколений.
Окна Победы.
В преддверии великого праздника по всей стране украшают окна квартир и домов символами Великой Победы: георгиевскими лентами, красными звездами, словами благодарности в адрес ветеранов. "Окна Победы" - удивительная акция, которая позволила объединить людей в великий для нас день. Мы не сможем выйти вместе на улицу, не сможем увидеть праздничное оформление города, но сможем оформить город сами. Гимназисты присоединились к акции «Окна Победы», около 100 учеников, родителей и учителей гимназии оформили окна своих домов символикой Великого праздника. Также лицеисты и учителя принимают участие в акции #ВахтаПамяти #ВахтаПобедыКузбасс #ВахтаПобедыНК #СпасибоДедуЗаПобеду
Соловьева Ирина Сергеевна, учитель математики: Мой дедушка Чичкун Георгий Степанович был участником Великой Отечественной войны. Небольшая информация и документы про подвиг и награждение Георгия Степановича у нас имеется. Он ушел на фронт в 1941 году, служил в 75 кавалерийской девизии, был награждён Орденом Красной звёзды, в ходе войны были ранения, но он вернулся после войны домой. Однако деда я не застала... Это одна из историй...
Но ведь в нашей семье много таких героев, о которых мы только информацию пытаемся найти... Бабушка Анна Федоровна (она есть на фото) со своим отцом Федором Соловьевым в годы Великой Отечественной войны трудились в тылу, делали снаряды для фронта. У бабули есть медаль "Дети войны". А брат Федора Соловьёва - Михаил и его дети воевали, двое сыновей Михаила погибли на войне, а 3 сына и дочь прошли войну и вернулись живыми. И эти истории мы только начинаем узнавать...
Сад Памяти
Видеоролик, приуроченный к акции "Георгиевская ленточка онлайн. Несмотря на то,что в нашей стране сейчас действует режим самоизоляции, ученики нашего лицея приняли участие во всенародной акции по передаче георгиевской ленточки, как символа доблести, чести, памяти и уважения к ветеранам, а также, павшим воинам в годы ВОВ. В этом году данная акция проходит в онлайн формате, но это нисколько не умаляет ее значимости.
...от патриотизма гордости к патриотизму великодушия...
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подростающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность его защищать.
Задачи программы:
Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю;
Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;
Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции школьников:
Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
Воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, к защитникам Родины;
Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры;
Формирование политико-правового понимания воинского долга, политических событий, процессов в обществе.
- участие в проекте "Читаем вместе": чтение книг о войне и встреча с ветеранами ВОВ (5 классы, магазин "Планета");
- распространение листовок "Герои солдатской славы" в ПАП № 4 и ПАП №1;
- День Поэзии "Поэты Сибири на войне и о войне";
- беседы "Мы помним их имена" (1 - 11 кл)
Фестиваль военной Песни
Федеральный Закон о днях воинской славы России (принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года)
...Во все века героизм, мужество воинов России были неотъемлемой частью величия Российского государства. Настоящий Федеральный Закон устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России.
Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Дни воинской славы России
27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.)
9 мая - День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. (1945 г.)
22 июня - День памяти защитников Отечества
10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)
21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.)
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.)
Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны.
Интерес к Сталинграду не ослабевает, и не утихают споры исследователей. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, ставший символом величайшего мужества. Сталинград останется в веках в памяти человечества Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный и наступательный. Оборонительный период начался 17 июля 1942 г. и завершился 18 ноября 1942 г. Наступательный период начался с контрнаступления советских войск 19 ноября 1942 г. и завершился победными залпами 2 февраля 1943 г. На отдельных этапах в сражении участвовало более 2 миллионов человек.
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.
Первые дни блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.
Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе:блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
Дорога Жизни - пульс осаждённого города
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".
Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".
Прорыв блокады Ленинграда
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция поснятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществилипрорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.