Информационные системы превратились в важный и неотъемлемый аспект нашей жизни. Однако за удобством, простотой и скоростью использования информационных технологий скрывается обратная сторона медали. Зачастую пользователям приходится жертвовать такими понятиями, как неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, деловая репутация. Современные технологии могут демонстрировать явный конфликт между теми преимуществами, которые они предоставляют, и правом на неприкосновенность частной жизни.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- конфиденциальность информации;
- доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Существует также опасение за сохранность информационного суверенитета страны. Так, попадание ПД в юрисдикцию государств, предусматривающих широкие полномочия правоохранительных органов по доступу к информации, с целью формирования общественного мнения, формирования систем пропаганды и иных инструментов, направленных на борьбу с национальной безопасностью, уже ни для кого не является секретом.
Национальная безопасность предполагает защищенность от внутренних и внешних угроз, в совокупности в интересах личности, общества и государства. На сегодняшний день повышение уровня защищенности граждан в сфере высоких технологий и Интернета является острой необходимостью.
В настоящее время правовое регулирование защиты прав субъектов ПД осуществляет:
•конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке ПД ETS №108;
•Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных»;
•Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (в части порядка блокирования информации в сети Интернет);
•постановление правительства РФ «О федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
Нарушения порядка обработки ПД в Интернете:
•нерегулируемый оборот информации, содержащей ПД;
•несоответствие обработки ПД, декларируемым в пользовательских соглашениях интернет-компаний, целям обработки ПД;
•сбор и анализ персональной информации пользователей, в том числе персонифицированной заинтересованности пользователя к определенным товарам;
•использование ПД с целью продвижения товаров, работ, услуг на рынке;
•создание фальшивых аккаунтов в социальных сетях, с использованием чужих ПД;
•использование ПД в коммерческих целях;
•придание персональной информации характера общедоступности;
•нарушение трансграничной передачи ПД без согласия субъекта и/ или в страны, не обеспечивающие адекватный уровень защиты.
Сегодня модно заявлять, что Интернет нивелировал понятие неприкосновенности частной жизни, Интернет свободная среда, и его контролировать не нужно. Однако когда конкретные люди сталкиваются со вполне конкретными последствиями киберугроз, все начинают искать защиту.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в лицее:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные компьютеры;
- 100% установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика;
- Проводятся занятия с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете» (урок безопасного Интернета ежегодно)
- Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации. (Создана на школьном сайте страница «Информационная безопасность»)
- В образовательные программы основного и среднего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет
- Выход учащихся в Интернет на уроках информатики в присутствии педагогов
- Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении
- Информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
- План мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся МБОУ "Лицей № 104"
- Положение о порядке доступа к информационным системам информационно-коммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам МБОУ «Лицей № 104»
- Положение об информационной открытости образовательной организации МБОУ «Лицей № 104»
- Порядок действий для сотрудников МБОУ «Лицей № 104» и членов Совета Лицея при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет
- Правила использования сети Интернет в образовательной организации
- Регламент работы по обеспечению антивирусной безопасности компьютеров в МБОУ «Лицей 104»
- Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в ОО
Региональный сегмент реестра безопасных Интернет-ресурсов для детей Региональный реестр сформирован в 2018 году в рамках исполнения плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей/
Рекомендации, методики, информационные материалы
1) Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»
Письмо №66-0250 от 01.03.2019 Члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Боковой Л.Н.
Письмо № 03-39 от 29.03.2019 г. «О методических рекомендациях» департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ
Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»
2) Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Ссылка на документ 2018г. Ссылка на раздел сайта Единый урок.рф
3) Рекомендации по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и /или развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Рекомендации
4) Методика, рекомендуемая к использованию при проведении экспертизы информационной продукции в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года No 436-ФЗ
Методика
Информационные материалы ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Экспертная деятельность педагогов по оценке интернет-контента и обнаружению информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию обучающихся (.pdf)
Травля в сети Интернет (docx)
Горячая линия
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Роскомнадзором России разработан алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет».
Ссылки на сайты, куда можно отправить информацию о противоправном контенте:
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Роскомнадзор | сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации http://eais.rkn.gov.ru/feedback/
- Лига безопасного Интернета | Оставить сообщение о противоправном Интернет-контенте http://ligainternet.ru/hotline/
- Фонд «ДРУЖЕСТВЕННЫЙ РУНЕТ» http://hotline.friendlyrunet.ru/
- Центр безопасного интернета в России | Горячая линия http://www.saferunet.ru/post/hot_line.php
- Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет http://нцпти.рф/illegal_content/
- Горячая линия РОЦИТ http://www.hotline.rocit.ru/
Ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и взрослых
- Медиабезопасность (СОИРО)
- Лига безопасного интенерета
- Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет ( http://www.oszone.net/6213/ ) - обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).
- Anti-Malware.ru - независимый информационно-аналитический портал по безопасности ( http://www.anti-malware.ru/ ).
- Защита детей от интернет угроз - ( http://www.securitylab.ru/software/1423/ ). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).
- http://nicekit.ru/ -программа родительского контроля. http://www.kidscontrol.ru/ - еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.
- Сетевой этикет — Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette .
- Проект Антиспам.Ру - http://www.antispam.ru/4user/
- Основы безопасности в Интернете для молодежи - http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - интерактивный курс по Интерент-безопасности.
- CITFORUM http://www.citforum.ru/security/ - информационная безопасность (большое количество материалов по теме).
- Родители, дети, компьютер. «Программа контроля использования компьютера ребенком — КиберМама ™» - ( http://cybermama.ru/ ).
- Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров - ( http://www.comp-doctor.ru/ ). Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.
- [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Комплексы упражнений] ( http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/exercise/index.htm ) — Сайт для учителей информатики и не только. Комплексы упражнений физкультминутки.
- Вопросы безопасности — сайт от компании Semantec - http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids .
- Nachalka.com ( http://www.nachalka.com/bezopasnost ) - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет — они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?» Этому и не только посвящен раздел сайта «Безопасность детей в Интернет» http://www.nachalka.com/bezopasnost .
- http://www.gogul.tv/ - детский браузер Гогуль. Защита детей от нежелательного контета, контроль за интернет-серфингом.
- ВебЛандия - лучшие сайты для детей
- Информация о проблемах безопасности детей в сети Интернет. От компании Microsoft: книга «Безопасность детей в Интернет ».
- Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» - электронное периодическое издание по вопросам информационной безопасности - http://www.infoforum.ru/ .
- Пособие: Информационная безопасность детей
Профилактика киберпреступлений среди несовершеннолетних
СВАТТИНГ, ФИШИНГ, И ПОЧЕМУ ЗА НИХ МОЖЕТ ГРОЗИТЬ УГОЛОВНАЯ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Н протяжении прошлого года наблюдается тенденция к росту преступлений в сфере высоких технологий. Увы, эта проблема остается актуальной и сегодня. Так, где же проходит грань между компьютерной игрой и противозаконными поступками, что за них грозит и как предупредить рискованное поведение несовершеннолетних?
СВАТТИНГ - это такая тактика домогательства, смысл которой заключается во введении спецслужб в заблуждение. Главная цель - чтобы на адрес, где якобы случилось ЧП, выехали милиция, спасатели, бригада скорой помощи и другие. Сваттинг используют по разным причинам: это может быть глупая шутка, а может быть и чей-то злой умысел, дабы напугать, испортить репутацию, расправиться с конкурентом и т. д. Сегодня злоумышленники все реже сообщают об опасности по телефону - чаще присылают электронные письма. Так, например, 14-летний подросток ради шутки виртуально заминировал собственную школу, отправив послание об этом со взломанного им е-mail, принадлежавшего жителю другого государства. Несмотря на это, сотрудникам милиции удалось вычислить подростка и задержать его.
К сожалению, увлеченная сваттингом молодежь совершенно не задумывается о том, что подобные вызовы отвлекают спецслужбы. А ведь нельзя исключать: в тот момент кому-то может понадобиться реальная помощь. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности наступает с 14 лет. Если подросток не достиг такого возраста, то это вовсе не означает, что столь серьезный проступок сойдет ему с рук. Это лишь основание для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по нему. Копию такого постановления обязательно направят в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с правонарушителем профилактической работы. Более того, его даже могут поместить в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Большинство людей слышали о фишинге. ФИШИНГ – это массовые рассылки содержащих заманчивые предложения электронных писем или текстовых сообщений с целью побудить пользователя пройти по ссылке или зайти на сайты с вредоносным ПО. Ссылки могут также отображаться посетителям интернет-страницы, сфера интересов которых потенциально совпадает с тематикой рекламируемого товара либо услуги.
ВИШИНГ – это устная разновидность мошенничества, при которой злоумышленники, используя телефонную коммуникацию, под разными предлогами стимулируют людей к совершению действий якобы в их собственных интересах. Вишинг часто приходит на смену фишингу.
В приведенном выше примере жертва нажала ссылку в заинтересовавшей ее онлайн-рекламе. Вредоносная программа, внедренная в ссылку, заблокировала устройства, и разблокировать его мог только услужливый «технический специалист», с которым нужно было связаться по телефону. Решение проблемы оказалось платной услугой. Конечно, все это было мошеннической схемой, а «компания» технического специалиста была фактическим источником проблемы.
Большинство юных киберпреступников не задумываются о последствиях. У таких подростков, как правило, завышенная самооценка: они считают себя неуловимыми. Плюс - чувство безнаказанности. Тем не менее, правоохранители все чаще находят несовершеннолетних хакеров, кардеров и фишеров.