Пятница, 15.11.2024, 15:22
    Приветствую Вас Гость | RSS


          МБОУ "Лицей № 104" г.Новокузнецк Кемеровская область - Кузбасс

    Меню сайта
    Форма входа

    Нужные ссылки:

    Новости образования

    Президент России — школьникам

    Сайт Министерства образования науки

    Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    «Школьная библиотека» – вся школьная программа по литературе

    Портал EDUNEWS

    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 19
    Гостей: 19
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Родителям » Про всё и обо всём

    Кем быть?
    Психологи пугают общество: мол, молодежь стала инфантильная. А значит, и на вопрос «Кем быть?» осознанного ответа у подростков обычно нет, решения принимаются под давлением родителей или моды. Что, конечно, грустно: занимаясь не своим делом, сложно добиться успеха в жизни. Да и скучно это… Что же делать?
    Случается, что о выборе профессии дети и их родители начинают всерьез задумываться ближе к выпускному классу. И в этом их ошибка: чем раньше взрослые помогут ребенку определиться с выбором пути, тем лучше.
    — Именно помогут определиться, а не выберут за него! – подчеркивают специалисты. – Ведь главная задача профориентации не в том, чтобы дать человеку готовые решения, а в том, чтобы он сам осознал свои возможности и наклонности.
    На чужих ошибках
    — Я растила внука одна, – рассказывает бабушка молодого человека по имени Юрий. – Делала для него все, что могла. Но к выпускному классу он так и не решил, куда поступать. Ясно было только одно – с точными науками Юрочка не дружит. Конечно, я нервничала страшно: не станет студентом, пойдет служить. И тут услышала про вуз, где учат менеджеров по туризму. Туда мы документы и подали. На платное отделение Юра поступил легко. Но учился без особой охоты. И когда диплом все-таки получил, по специальности работать не пошел. Сегодня ему уже 23 года, подрабатывает от случая к случаю. И я не знаю, чем еще ему помочь…
    Интересный факт: количество выпускников, определившихся с профессией, в разные годы разное. Так, согласно опросам, в 1989 году таких было 75 %. В 2002-2006 годах – всего 23 %, а в последние годы – 61-62 %. От чего зависят такие колебания? Психологи говорят: от так называемого «социального интеллекта» общества. То есть желания понимать других, себя самих и мотив своих действий. Например, конец 80-х – это перестройка, гласность. Люди активно общаются, пытаются больше узнать о мире и об окружающих. У них есть конкретные и очень определенные цели и устремления. Начало XXI века – период бурного появления новых специальностей (при том, что и старые еще себя не изжили), открываются десятки новых вузов, Интернет врывается в нашу жизнь, информируя о все новых возможностях. Как тут не растеряться? Но уже спустя 10 лет молодежь становится не просто очень информированной, но и гораздо более прагматичной. Отсюда более конкретные планы на будущее. Одновременно задачу профориентации подростков объявляют делом государственной важности.
    В школах соответствующую работу начинают уже в начальных классах. Но подразумевается, что выполнять ее должны школьные психологи. Которые от этой обязанности часто не в восторге: ведь они и так загружены сверх всякой меры. Так что ученик сегодня может рассчитывать максимум на то, что ему предложат пройти тест.  Хотя с тех пор, как профильные классы стали реальностью, ребенку уже в 10-11 лет приходится осознать себя либо физиком, либо лириком. Да и о тех процентах не определившихся с профессией выпускников (а их, напомним, и в лучшие годы было немало – каждый четвертый!) забывать нельзя. На кого в такой ситуации надеяться детям? В первую очередь – на родителей.

    Ты меня слышишь?..

    — Задача пап и мам в том, чтобы прислушиваться к тому, что ребенок говорит. Чтобы вовремя уловить тот или иной его интерес, - уверена психолог Дарья Джафар-Заде. – Например, моей дочке было всего 3 года, когда она заявила: «Хочу быть ветеринаром!» И вот уже 10 лет мы с ней изучаем эту профессию: читаем книги о животных, передачи соответствующие смотрим, документальные фильмы о ветеринарии. Хомячков завели. Причем ходим с ними на осмотр не в обычную ветклинику, а в специальную лабораторию Ветеринарной академии: там специалисты объясняют все свои манипуляции с нашими грызунами.
    Спустя какое-то время дочка заинтересовалась археологией. Что ж, отлично! Наш папа нашел адреса, где на раскопках ждут добровольцев. Взял летом отпуск, и они с ней поехали куда-то в Крым. Месяца хватило, чтобы ребенок понял: наука археология, конечно, интересная, но это не то, чем бы ей хотелось всю жизнь заниматься.  Сама-то я мечтаю, чтобы она стала врачом. Но навязывать свои желания ребенку нельзя. Поэтому потихоньку подсовываю ей книги по психологии. И даже сериалы про врачей мы с ней смотрим.
    С одной стороны – вроде, примитивный ход, но я хотя бы убедилась, что жесткие, натуралистичные сцены работы докторов ее в смятение не повергают. Она, кажется, заинтересовалась. Говорит, что, возможно, поступит в медицинский, а потом уже решит, стать ли детским психиатром или каким другим врачом.

    План для дилетанта

    А если папа с мамой далеки от психологической науки, да еще заняты с утра до вечера и спохватились, когда ребенку уже давно пора определиться с выбором? Успеют ли родители помочь ему?
    Шанс, безусловно, есть.
    У знатоков наших душ есть такой термин – «Я-сознание». Обозначает формирование ощущения себя как личности, которое у подростка заканчивается в 14-15 лет. И после этого он пытается найти свое место в этом мире. Значит, 15 лет – самое время задуматься всерьез о будущей профессии. И задача родителей и специалистов при этом – отделить мух от котлет. То есть определить, чем подросток мотивирует свой выбор дальнейшего пути: способностями или модой.
    Например, согласно опросам, старшеклассники часто мечтают о профессиях творческих: актеры, журналисты, телеведущие… Это ведь так популярно и престижно! Жаль только, что не всем подходит – по складу характера, по темпераменту, по таланту, наконец. Значит, алгоритм действий таков.

    Если ребенку менее 15-ти лет:

    • Обсуждайте с ним разные профессии. Задавая вопросы, старайтесь, чтобы он определил для себя тот род деятельности, который ему особенно интересен.
    • Запишите его в профильные кружки, секции и т. д., чтобы он понял, насколько привлекательна выбранная профессия в реальности.
    • Помогите осознать ответственность за выбор профессии. Чем раньше человек поймет, что будет отвечать сам за свои действия, тем более самостоятельным будет решение.
    • Человек инстинктивно чувствует путь, на котором сможет достичь успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем случае не навязывайте свою точку зрения.
    • Расскажите ребенку, как вы сами выбирали профессию.

    Если ребенку 15 лет и более:

    • Обсудите вместе, что важнее: материальное вознаграждение или моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение, но важно правильно определить их баланс и помочь ребенку с конкретизацией его пожеланий.
    • Совместно изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям, чтобы понять, в каком направлении развиваться.
    • Учитывайте возможности здоровья ребенка: например, ювелиру требуется отличное зрение, а парикмахер вынужден весь день стоять на ногах.
    • Познакомьте его с теми, кто уже состоялся в той или иной сфере деятельности. Пусть эти люди расскажут о том, чем занимаются на службе каждый день, какие трудности возникают, что им в профессии нравится.
    • Посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям: профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах.
    А правильнее всего – совмещать старания родителей и помощь профессионалов.
    Категория: Про всё и обо всём | Добавил: Lara (04.02.2011)
    Просмотров: 767 | Теги: профильность, Профориентация | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Погода в Новокузнецке

    Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Федеральный институт педагогических измерений

    Контактные данные:
    Директор лицея:
    Арыкова Альбина Викторовна 
    8(3843)37-58-68

    Наш адрес:
    Кемеровская область, г.Новокузнецк
    пер. Шестакова, 17
    Участник Всероссийского интернет-педсовета-2011 Россия - без жестокости к детям!

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz