Психологи пугают общество: мол, молодежь стала
инфантильная. А значит, и на вопрос «Кем быть?» осознанного ответа у
подростков обычно нет, решения принимаются под давлением родителей или
моды. Что, конечно, грустно: занимаясь не своим делом, сложно добиться
успеха в жизни. Да и скучно это… Что же делать?
Случается, что о выборе профессии дети и их родители начинают всерьез
задумываться ближе к выпускному классу. И в этом их ошибка: чем раньше
взрослые помогут ребенку определиться с выбором пути, тем лучше.
— Именно помогут определиться, а не выберут за него! – подчеркивают
специалисты. – Ведь главная задача профориентации не в том, чтобы дать
человеку готовые решения, а в том, чтобы он сам осознал свои
возможности и наклонности.
На чужих ошибках
— Я растила внука одна, – рассказывает бабушка
молодого человека по имени Юрий. – Делала для него все, что могла. Но к
выпускному классу он так и не решил, куда поступать. Ясно было только
одно – с точными науками Юрочка не дружит. Конечно, я нервничала
страшно: не станет студентом, пойдет служить. И тут услышала про вуз,
где учат менеджеров по туризму. Туда мы документы и подали. На платное
отделение Юра поступил легко. Но учился без особой охоты. И когда
диплом все-таки получил, по специальности работать не пошел. Сегодня
ему уже 23 года, подрабатывает от случая к случаю. И я не знаю, чем еще
ему помочь…
Интересный факт: количество выпускников, определившихся с профессией, в
разные годы разное. Так, согласно опросам, в 1989 году таких было 75 %.
В 2002-2006 годах – всего 23 %, а в последние годы – 61-62 %. От чего
зависят такие колебания? Психологи говорят: от так называемого
«социального интеллекта» общества. То есть желания понимать других,
себя самих и мотив своих действий. Например, конец 80-х – это
перестройка, гласность. Люди активно общаются, пытаются больше узнать о
мире и об окружающих. У них есть конкретные и очень определенные цели и устремления. Начало XXI века – период
бурного появления новых специальностей (при том, что и старые еще себя
не изжили), открываются десятки новых вузов, Интернет врывается в нашу
жизнь, информируя о все новых возможностях. Как тут не растеряться? Но
уже спустя 10 лет молодежь становится не просто очень информированной,
но и гораздо более прагматичной. Отсюда более конкретные планы на
будущее. Одновременно задачу профориентации подростков объявляют делом
государственной важности.
В школах соответствующую работу начинают уже в начальных классах. Но
подразумевается, что выполнять ее должны школьные психологи. Которые от
этой обязанности часто не в восторге: ведь они и так загружены сверх
всякой меры. Так что ученик сегодня может рассчитывать максимум на то,
что ему предложат пройти тест. Хотя с тех пор, как профильные классы стали реальностью,
ребенку уже в 10-11 лет приходится осознать себя либо физиком, либо
лириком. Да и о тех процентах не определившихся с профессией
выпускников (а их, напомним, и в лучшие годы было немало – каждый
четвертый!) забывать нельзя. На кого в такой ситуации надеяться детям?
В первую очередь – на родителей.
Ты меня слышишь?..
— Задача пап и мам в том, чтобы прислушиваться к
тому, что ребенок говорит. Чтобы вовремя уловить тот или иной его
интерес, - уверена психолог Дарья Джафар-Заде. – Например, моей дочке
было всего 3 года, когда она заявила: «Хочу быть ветеринаром!» И вот
уже 10 лет мы с ней изучаем эту профессию: читаем книги о животных,
передачи соответствующие смотрим, документальные фильмы о ветеринарии.
Хомячков завели. Причем ходим с ними на осмотр не в обычную ветклинику,
а в специальную лабораторию Ветеринарной академии: там специалисты
объясняют все свои манипуляции с нашими грызунами.
Спустя какое-то время дочка заинтересовалась археологией. Что ж,
отлично! Наш папа нашел адреса, где на раскопках ждут добровольцев.
Взял летом отпуск, и они с ней поехали куда-то в Крым. Месяца хватило,
чтобы ребенок понял: наука археология, конечно, интересная, но это не
то, чем бы ей хотелось всю жизнь заниматься. Сама-то я мечтаю, чтобы
она стала врачом. Но навязывать свои желания ребенку нельзя. Поэтому
потихоньку подсовываю ей книги по психологии. И даже сериалы про врачей
мы с ней смотрим.
С одной стороны – вроде, примитивный ход, но я хотя бы убедилась, что
жесткие, натуралистичные сцены работы докторов ее в смятение не
повергают. Она, кажется, заинтересовалась. Говорит, что, возможно,
поступит в медицинский, а потом уже решит, стать ли детским психиатром
или каким другим врачом.
План для дилетанта
А если папа с мамой далеки от психологической
науки, да еще заняты с утра до вечера и спохватились, когда ребенку уже
давно пора определиться с выбором? Успеют ли родители помочь ему?
Шанс, безусловно, есть.
У знатоков наших душ есть такой термин – «Я-сознание». Обозначает
формирование ощущения себя как личности, которое у подростка
заканчивается в 14-15 лет. И после этого он пытается найти свое место в
этом мире. Значит, 15 лет – самое время задуматься всерьез о будущей
профессии. И задача родителей и специалистов при этом – отделить мух от
котлет. То есть определить, чем подросток мотивирует свой выбор
дальнейшего пути: способностями или модой.
Например, согласно опросам, старшеклассники часто мечтают о профессиях
творческих: актеры, журналисты, телеведущие… Это ведь так популярно и
престижно! Жаль только, что не всем подходит – по складу характера, по
темпераменту, по таланту, наконец. Значит, алгоритм действий таков.
Если ребенку менее 15-ти лет:
Обсуждайте с ним разные профессии. Задавая вопросы, старайтесь,
чтобы он определил для себя тот род деятельности, который ему особенно
интересен.
Запишите его в профильные кружки, секции и т. д., чтобы он понял, насколько привлекательна выбранная профессия в реальности.
Помогите осознать ответственность за выбор
профессии. Чем раньше человек поймет, что будет отвечать сам за свои
действия, тем более самостоятельным будет решение.
Человек инстинктивно чувствует путь, на котором
сможет достичь успеха. Учитывайте право выбора ребенка, ни в коем
случае не навязывайте свою точку зрения.
Расскажите ребенку, как вы сами выбирали профессию.
Если ребенку 15 лет и более:
Обсудите вместе, что важнее: материальное вознаграждение или
моральное удовлетворение? Оба вопроса имеют значение, но важно
правильно определить их баланс и помочь ребенку с конкретизацией его
пожеланий.
Совместно изучите требования, предъявляемые к заинтересовавшим его профессиям, чтобы понять, в каком направлении развиваться.
Учитывайте возможности здоровья ребенка: например, ювелиру
требуется отличное зрение, а парикмахер вынужден весь день стоять на
ногах.
Познакомьте его с теми, кто уже состоялся в той или иной сфере
деятельности. Пусть эти люди расскажут о том, чем занимаются на службе
каждый день, какие трудности возникают, что им в профессии нравится.
Посещайте различные мероприятия, посвященные выбранным профессиям: профессиональные праздники, дни открытых дверей в вузах.
А правильнее всего – совмещать старания родителей и помощь профессионалов.