На
самом же деле, ухудшиться память может из-за каких-то заболеваний или
воздействия физических травм. Среди детей одного возраста, как показали
исследования, уровень механического запоминания приблизительно
одинаковый. Различается этот уровень совсем незначительно. Зато в
произвольном запоминании различия могут быть очень существенные. Это уже
будет зависеть от того, в какой степени ребенок умеет пользоваться
специальными приемами запоминания. Значит, хорошую память можно и нужно
развивать. А если это возможно, то родителям надо помочь развить у
своего ребенка хорошую память. Для начала убедите ребенка поверить в
себя, в свои безграничные возможности. Чаще говорите ему, что у него
хорошая, даже прекрасная память, что он может запомнить все, что нужно и
даже больше. Пусть он твердо верит в свой успех. Уже в таком возрасте
начнет повышаться его самооценка. Повторяйте вместе с ребенком в течение
дня утром, днем и вечером такие фразы: «У меня хорошая память. У меня
все прекрасно. Все, что нужно, я с легкостью могу запомнить. У меня нет
никаких проблем. Я смогу преодолеть любые трудности». Особенно хорошо
давать такую установку перед выполнением домашнего задания.
Вообще, память бывает слуховая, зрительная и память двигательная. У
разных людей она бывает разная. У одних людей лучше запоминается то, что
он подержал в руках. Другие помнят лучше то, что услышали или увидели.
Родителям надо определить, какой ведущий тип памяти у их юного
школьника. Исходя из этого, ребенок научится опираться на присущий ему
тип памяти, широко его используя. Освоив и привыкнув пользоваться
приемами активной умственной обработки, первокласснику при выполнении
домашнего задания не придется часами зазубривать материал, ему уже не
понадобятся подобные утомительные усилия по запоминанию. Что это за
приемы? Например, надо разбить текст на несколько смысловых частей. В
каждой части выделить главную мысль. Затем при помощи всего нескольких
предложений пересказать содержание данного текста.
В начальной школе, в самом начале обучения, применяют специальные
приемы запоминания. Это мнемотехника, то есть использование образной
памяти и памяти логической. При образной памяти используют стойкие
случайные связи, ассоциации. Используя логическую память, составляют и
потом воспроизводят схемы и планы. Ребенок, обучившись этим основным
приемам, уже осознанно будет пользоваться ими в заучивании стихотворений
и различных исторических дат, пересказ сложного текста для него не
составит большого труда.
Одним из приемов являются пиктограммы, когда при помощи рисунков
можно изобразить содержание любого текста. Если ребенок сам придумает
значок для каждого слова, эффект запоминания будет поразительным. Глядя
на свою пиктограмму, ему не составит большого труда воспроизвести
содержание, например, стихотворения. Содержание любого текста, любого
учебного материала можно отражать при помощи пиктограмм или опорных
схем. Основой этих схем будут не ключевые слова, их заменят пиктограммы.
Сложно запомнить первокласснику, например, состав числа восемь. Пусть
он изобразит цифру пять при помощи пятиконечной звезды, треугольник
будет символизировать тройку. Не трудно будет догадаться, что это цифра
восемь, если эти фигуры стоят рядышком, взявшись за ручки. Если в
начальной школе ребенок получит эти несложные навыки, то в средней школе процесс запоминания будет проходить легко, без всяких проблем и лишней траты времени.
При активном чтении текст можно условно разделить на схемы образные и
логические. Логические схемы основаны на смысловой группировке. Это
традиционные, звучащие достаточно сухо планы текста. Их можно сделать
более интересными, применяя схемы образные, где воссоздается
последовательность действий.
Приемов запоминания огромное множество, они отображены в специальной
литературе. Учителя в школе активно их применяют, они могут многое
подсказать родителям при тесном контакте с ними. Но энергичные родители
могут придумать для первоклассника и свои приемы. Надо только иметь
желание, воображение и терпение. Каждый из приемов соответствует
особенностям умственного развития ребенка. Поэтому выбор остается за
родителями. Это могут быть словесные планы текстов или строгие
логические схемы. Может, вашему ребенку лучше запоминать с помощью
ассоциаций, образных схем. Ищите сами и помогайте школьнику искать и
пробовать свои схемы запоминания. Они могут оказаться более легкими и
интересными. Тогда процесс запоминания превратится в увлекательную игру,
а эффект от этого будет просто потрясающим. На такую совместную работу
по запоминанию не жалейте потраченного времени сейчас, потому что с
каждым разом при выполнении домашнего задания ребенок будет усваивать
учебный материал достаточно прочно и гораздо быстрей. Тогда и ребенок не
будет жаловаться на то, что у него плохая память, которая не позволяет
ему учиться хорошо.