Суббота, 28.12.2024, 01:24
    Приветствую Вас Гость | RSS


          МБОУ "Лицей № 104" г.Новокузнецк Кемеровская область - Кузбасс

    Меню сайта
    Жизнь Лицея
    Начальная школа [22]
    Административная [112]
    Наша жизнь [172]
    Учебная [54]
    Разное [142]
    Учительская [9]
    Информминутка [65]
    материалы для информационных минут, проводимых в классах
    Поздравляем! [39]
    Здоровье [17]
    ЕГЭ/ОГЭ [3]
    Новости о Государственной итоговой аттестации
    ВПО Воевода [14]
    Военно-патриотическое объединение "Воевода", организованное на базе МБОУ "Лицей № 104"
    Никто не забыт, ничто не забыто! [24]
    Безопасность [22]
    Волонтёрское движение [13]
    ЮИД [4]
    Профориентация [12]
    Спорт [1]
    Форма входа

    Нужные ссылки:

    Новости образования

    Президент России — школьникам

    Сайт Министерства образования науки

    Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    «Школьная библиотека» – вся школьная программа по литературе

    Портал EDUNEWS

    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2015 » Апрель » 13 » Петр Ершов
    16:42
    Петр Ершов

    Биография Петра Ершова

    6 марта (22 февраля по старому стилю) 1815 г. в деревне Безрукове, что в Ишимской степи, в семье полицейского чиновника Павла Александровича Ершова родился сын Петр, будущий автор сказки, которая, как «Горе от ума» — Грибоедову, принесет ему бессмертную славу. 

    Когда мальчику было семь лет, отца назначили исправником в Березове: в подчинении родителя оказалась огромная территория, простиравшаяся от Уральского хребта до Енисея и от Северного Ледовитого океана в глубь России.

     Мать поэта, Ефимия Васильевна Пиленкова, принадлежала к купеческому роду. Она родилась в Тобольске, где и прожила большую часть жизни.

     Семья Ершовых в 10-20-х годах жила в Омске, Петропавловске, Петербурге и Тобольске. Частые переезды связаны с перемещениями отца по службе. Эти переезды развивали наблюдательность ребенка, наполняли память новыми впечатлениями, приучали к самостоятельности. Да и родители поощряли детей к приобретению знаний. Один из биографов П.П. Ершова писал об отце поэта, что тот «имел черты, которые выделяли его из окружающей чиновничьей среды. П.А. Ершов настойчиво стремился дать своим детям хорошее образование, не использовал свое положение для личного обогащения».

     Братья Николай, родившийся в 1813 г., и Петр Ершовы побывали на многолюдных и многонациональных базарах некогда богатой Сибирской земли: здесь торговали северной пушниной и рыбой, китайским чаем и персидскими коврами, дорогими украшениями и дешевыми тканями. А сколько сказок и бытовых нравоучений здесь можно было услышать! Сколько легенд и загадок «раскусить» и осмыслить! Через них проникала народная педагогика в душу ребенка, воспитывали они и его эстетический вкус.

     В Березове братья учились в уездном училище (1823-1825 гг.), а зимой родители перевезли их в Тобольск к родственникам Ефимии Васильевны. Здесь они поступили в губернскую гимназию.

     Два года Петр Ершов учился в уездном училище, а в 1827 г. поступил в первый класс единственной в Сибири губернской гимназии.

     Жизнь П.П. Ершова не была богата событиями, зато ему повезло на встречи с такими людьми, которые были неравнодушны к судьбам Родины, сильны духом, полны доброжелательности к тем, с кем их сталкивала судьба.

     Учеба давалась Петру Ершова легко. И в училище, и в гимназии способного ученика отмечали похвальными листами, награждали книгами. На торжественном акте 1830 г.в его адрес было сказано немало лестных слов.

     Перед юношей встал вопрос: что делать дальше? Для большинства его сверстников ответ был готов: идти по стопам родителей, т. е. быть купцом, промышленником, чиновником, учителем. Николай Ершов решил учиться в университете и заняться математикой. Петра Ершова точные науки не привлекали. А вот путешествия по Сибири иноземцев да поездки земляков в Среднюю Азию или на Север, в Восточную Сибирь или на Урал воспламеняли воображение молодого сибиряка.

     А.Т. Путинцев многократно совершал путешествия по Азии, его карты и описания мест, которые он посетил, привлекают внимание ученых Европы. Он беседует с путешествующими по Сибири иностранцами.

     Н.Н. Лещев, военный инженер и сибирский купец, составил впервые описание озера Иссык-Куль.

     А. Клостерман — семипалатинский исправник — разведал пути, по которым следовало проводить караваны.

     Этих и других путешественников П.П. Ершов знал лично, а на вдове Лещева впоследствии женился.

     Уже по завершении обучения в Петербургском университете он задумал интересное путешествие вместе с петербургским товарищем. Однако, не имея возможности отправиться вместе с ним, Ершов сочинил оду: «Тимковскому (на отъезд его в Америку)».

     Интерес к путешествиям не угасал у Ершова никогда. В нем выразилась тяга русского народа к познанию «дальнего», стремление выйти за пределы мира, всегда более или менее ограниченного. И рвалась в дальние дали душа, жаждавшая воли.

     Братья Николай и Петр Ершовы вместе с матерью отправились в Петербург, столицу Российской империи, в полной уверенности, что здесь их ждет иная жизнь. Увы, эти надежды не оправдались. И лишь в Петербургском университете, основанном за десять лет до этого, царила иная атмосфера.

     Чтобы поступить в университет, надо было сдать вступительный экзамен по латыни. Немногочисленные «просвещенные» дворяне, проживающие в «двух столицах», учили своих детей дома (гувернанты) или в частных пансионах. А в провинции в гимназиях латынь была «поставлена» слабо: ее и преподавали не всегда компетентные учителя, да и «потребности» в ней не ощущали ни ученики, ни их родители. А ведь в эпоху Александра I сеть народных училищ и гимназий расширялась и тяга к образованию увеличивалась. Вот и Петр Ершов хотел учиться на историко-филологическом факультете, а пришлось из-за слабого знания языков поступить на философско-юридический, хотя стать юристом совсем не входило в его намерения, но тяга к просвещению все победила.

     А вот и портрет Ершова-студента, написанный его товарищем тех лет: «...Особенно заметен был Петр Ершов: это была сибирская девственная натура, хранящая в себе какие-то драгоценности... Лицо его, бледноватое, без румянца; темные волосы слегка закручивались на широком лбу и на висках; нос небольшой, брови дугой поднимались над его добродушными глазами, из которых глядели мысль и фантазия... Петр Ершов до конца своей жизни избегал людей, рвущихся хоть несколько к наружному блеску или не вполне откровенных, или откровенных в предметах, бывших не по душе ему».

     Университетские профессора были во всех отношениях разные, не все жаловали студентов добрым отношением. И Ершов приходил в «храм науки» нередко, чтобы только «отметиться», и затем шел «домой к своему любимому чтению русских писателей... Здесь создавал он сам себе школу саморазвития».

     Жили Ершовы на Песках, тогдашней окраине Петербурга, а лучше сказать — в захолустье. Правда, и до университета было сравнительно недалеко: он располагался тогда на углу Кабинетной и Фуражной (теперь Звенигородская). Поэтому к Петру Павловичу стали заглядывать университетские товарищи. 1830 годпрошел в литературном мире как год сказки: вышли «Русские сказки» В.И. Даля (печатался под именем «Казак Луганский»). В Болдинскую осень «разразился» целой серией сказок А.С. Пушкин. Народные песни и частушки питают творчество А.В. Кольцова и многих других русских  поэтов-современников Пушкина.

     Теперь трудно сказать, в какую счастливую минуту навестило вдохновение молодого студента, что послужило толчком к самовыражению, но, как нам кажется, большое влияние оказала вся совокупность факторов: от сибирских и петербургских впечатлений до прямого воздействия П.А. Плетнева и А.В. Никитенко на студенчество. И «Конек-Горбунок» наверняка не был первой пробой пера.

     Свое главное произведение Ершов завершил в зиму 1833-34 года. Его сказку прочитал студентам П.А. Плетнев, а в третьем номере «Библиотеки для чтения» в1834 г. была опубликована ее первая часть. Редактор журнала профессор О.И. Сенковский представил читателям «юного сибиряка», обладателя «весьма примечательного дарования».

     Наконец, в октябре в магазине А.Ф. Смирдина покупателям предлагалась уже книжка со всем, полным «Коньком-Горбунком». 

     С тех пор сказка только при жизни ее автора издавалась 7 раз, а после того — бессчетно.

     В Тобольской гимназии П.П. Ершов стал проповедником культурного подъема окраин России, Сибири прежде всего.

     Он еще в Петербурге мечтал о создании общества по изучению Сибириего сподвижником стал К. Тимковский. Не суждено было сбыться их мечтам: Тимковский отправился в Америку, а затем подвергся аресту как участник кружка Петрашевского.

     Среди друзей и знакомых П.П. Ершова петербургского периода Е.П. Гребенка и Т.Г. Шевченко, В.А. Жуковский, Т.Н. Грановский.

     Надо упомянуть и о его любви к театру: опере, драме. Все это пригодилось потом в Тобольске.

     1834 г. был тяжелым для Ершова, схоронившего отца и брата. Множество причин заставляло покинуть Петербург: и неудачная любовь, и неуверенность в своих силах, и желание принести пользу родине; и Сибирь тянула несказанно.

     Ершов вернулся в Тобольск. Тут он сблизился с композитором Алябьевым, который создал оркестр из 60 музыкантов и часто давал концерты современной музыки.

     В 1857 г. Ершов был назначен на должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольской губернии. Как и сотоварищи, ведающие училищами в своих губерниях (вспомним И.П. Менделеева, И.Н. Ульянова), не раз отправлялся Петр Павлович в дальнюю дорогу: в Курган и Тюмень, Ялуторовск и Ишим. Навестил он и деревню, где родился, — Безрукове. Всюду старался Ершов помочь учителям и учащимся, заботился об оснащении гимназий, пополнении библиотек. При нем были открыты три новых женских училища; 38 училищ Тобольской губернии обязаны П.П. Ершову, в течение 1857-1862 гг. посещавшему их и старавшемуся добиться добрых перемен вопреки сопротивлению местных чиновников.

     О желании Ершова изменить характер преподавания, лишенного элементов творчества, рассчитанного на зубрежку, свидетельствуют его попытки заниматься словесностью, используя записки, составленные в университете. Им были написаны также два педагогических сочинения: «Курс русской словесности» и «Мысли о гимназическом курсе». Как и записка, поданная в Министерство народного просвещения, они пока не найдены. О них, однако, известно из свидетельств современников, из воспоминаний и переписки.

     Знаменательно, что важное место П.П. Ершов отводил изучению естествознания и его «приложению» в медицине, технологии, в сельском хозяйстве. Экскурсии должны, по его мнению, сопровождаться сбором натуральных объектов, составлением гербария. Не были забыты музыка, пение, физическая культура (плавание, гимнастика, фехтование). В Тобольской гимназии, как уже было сказано, Ершовым был создан театр.

     Петр Ершов умер 18 (30) августа 1869 года в Тобольске.

    Категория: Информминутка | Просмотров: 1086 | Добавил: Lara | Теги: Ершов, информминутка, юбилей | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Апрель 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Погода в Новокузнецке

    Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Федеральный институт педагогических измерений

    Контактные данные:
    Директор лицея:
    Арыкова Альбина Викторовна 
    8(3843)37-58-68

    Наш адрес:
    Кемеровская область, г.Новокузнецк
    пер. Шестакова, 17
    Участник Всероссийского интернет-педсовета-2011 Россия - без жестокости к детям!

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz