Пятница, 15.11.2024, 15:19
    Приветствую Вас Гость | RSS


          МБОУ "Лицей № 104" г.Новокузнецк Кемеровская область - Кузбасс

    Меню сайта
    Жизнь Лицея
    Начальная школа [22]
    Административная [110]
    Наша жизнь [172]
    Учебная [54]
    Разное [141]
    Учительская [9]
    Информминутка [65]
    материалы для информационных минут, проводимых в классах
    Поздравляем! [39]
    Здоровье [17]
    ЕГЭ/ОГЭ [3]
    Новости о Государственной итоговой аттестации
    ВПО Воевода [14]
    Военно-патриотическое объединение "Воевода", организованное на базе МБОУ "Лицей № 104"
    Никто не забыт, ничто не забыто! [22]
    Безопасность [22]
    Волонтёрское движение [13]
    ЮИД [4]
    Профориентация [11]
    Спорт [1]
    Форма входа

    Нужные ссылки:

    Новости образования

    Президент России — школьникам

    Сайт Министерства образования науки

    Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    «Школьная библиотека» – вся школьная программа по литературе

    Портал EDUNEWS

    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2017 » Октябрь » 21 » Художник, воин, путешественник. К юбилею Василия Верещагина
    16:33
    Художник, воин, путешественник. К юбилею Василия Верещагина

    Картинки по запросу верещагин художник жизнь и творчествоО Василии Васильевиче Верещагине написано много – и давно, около ста лет назад, и совсем недавно. В статьях и книгах известных искусствоведов и критиков подробно освещается творчество этого виднейшего представителя критического реализма. Верещагин рассказал о себе и сам: сохранилось огромное количество его писем, статей, им написано также и около двадцати книг.

    В. В. Верещагин, как и все поколение шестидесятников, страстно любил жизнь, может быть, даже больше, чем искусство, которому самозабвенно служил. В нем горела неодолимая жажда деятельности: как только художник узнавал, что начинается военная кампания, он оставлял кисть и мчался на фронт, к месту трагических событий, чтобы принять участие в боевых действиях, чтобы заклеймить ужасное лицо войны. Так Верещагин поступал во время туркестанской войны в 1868 году, русско-турецкой и русско-японской. И даже сама смерть художника (он погиб на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом С.О. Макаровым, делая зарисовки в блокноте) осознается как символ понимания Верещагиным назначения художника – быть в гуще событий своего времени.

    Художник стремился запечатлеть многообразный лик Земли, карта его путешествий простирается почти по всей нашей планете. Он посетил многие страны в Европе – подолгу жил в Париже, Лондоне, Мюнхене, был во многих городах США, в сердце Азии – в Туркестане, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии, на Филиппинах и на Кубе. Таковы его основные маршруты, и, конечно, он много путешествовал по родной стране, по Средней Азии, Кавказу и северным губерниям. Верещагин рисовал людей всех национальностей, изображал прекрасные памятники искусства различных стран, запечатлевал поворотные события истории и быт простых людей. Но главное внимание художника привлекал человек. 

    Верещагин, подобно путешественникам-географам, путешественникам-этнографам, зоологам и ботаникам, пристально вглядывался в окружающий мир – изучал структуру ландшафта, наблюдал линии полета орла, удивлялся яркости солнечного света. Архитектурная деталь, орнаментика и красочное богатство костюма, особенности строения лица – все это ярко воплощалось художником, являясь материалом для создания достоверного художественного образа.

    Художник сам принимал участие в боевых действиях. Глубоко потрясенный увиденным им зрелищем жестокости и насилия, он стремился противопоставить ему универсальные принципы – нравственные и эстетические,– которые смогли бы лечь в основу идеи единства человечества. Верещагин был последовательным демократом, он создавал произведения, которые, как он рассчитывал, должны быть и по содержанию и по форме понятны всем людям.

    Художник придавал огромное общественное значение искусству, он стремился поднять значение живописи до уровня общественного звучания русской литературы. Каждый каталог его выставки (а они были необычайно многочисленны) содержит подробный комментарий художника к картинам. Своей литературно-публицистической деятельностью Верещагин содействовал утверждению новой миссии изобразительного искусства, как понимал ее сам художник,– быть призывом к единству человечества, к созданию общества, основанного на демократических принципах равенства. С огромной энергией он добивался, чтобы выставки его картин состоялись во всех культурных центрах мира. Ни один русский художник XIX века не был так известен и популярен за рубежом, как Верещагин,– сорок из шестидесяти выставок его работ были развернуты вне России.

    Этот сильный, энергичный человек видел свое назначение также и в том, чтобы больше увидеть и тем расширить сферу художественного освоения действительности. Он хотел не только просвещать, но и удивлять людей. Эта жажда гнала его из страны в страну, с места на место. Он стремился показывать людям не виденное или не замеченное ими, поэтому и выступал то как этнограф, потрясенный своеобразием архитектурного памятника или народного обряда, то как историк, кардинально меняющий традиционное представление о прошлом, то как автор картин на религиозные темы, совершенно по-новому прочитавший Священное писание. Но прежде всего Верещагин предстает как невиданный ранее мастер батальной живописи, как потрясающий душу бытописатель войны и страстный ее противник. Современники называли его «апостолом мира», «защитником человечности».

    Истоки творчества и школа мастерства

    ...Не учиться на живой летописи истории мира – значит, вырывать самые интересные страницы из книги своего бытия. 
    Из записной книжки художника В.В. Верещагина

    Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии. Семья Верещагина происходила из старинного дворянского рода. В семье бережно хранился портрет деда художника в мундире чиновника павловского времени. Родители унаследовали шесть деревень в Новгородской и Вологодской губерниях и около четырехсот душ крестьян. Отец художника, Василий Васильевич, хотя и не имел законченного образования, но все же дослужился до чина «коллежского асессора». Выйдя в отставку, он решил поселиться в провинции, был избран предводителем дворянства и жил в своем имении «по старинке». Анна Николаевна, мать художника, также не блистала образованностью, она была очень суеверна, болезненна и потому несколько истерична. Однако именно мать оказала довольно сильное влияние на формирование личности художника и тем, что глубоко почитала русскую старину, и тем, что, зная французский язык лучше русского, воспитывала и в сыне уважение к европейской культуре. Но подлинное душевное тепло несла мальчику его няня, Анна Ларионовна Потайкина, которая, как это часто бывало во многих дворянских семьях, стала естественным источником приобщения к народной культуре, в первую очередь к русской сказке. Уже в раннем детстве проявилась одна особенность восприятия мира, своего рода «картинное мышление», отличавшее впоследствии Верещагина-художника. Слушая сказки или позднее, уже научившись читать, сам читая сказки или рассказы, мальчик отыскивал прототипы героев среди окружающих. Читая, например, рассказы писателя М.Б. Чистякова по русской истории, он старался наглядно представить себе героев, о которых он читал, и садовник Илья казался ему истинным сказочным богатырем.

    Детство Верещагина проходило в имении около деревни Пертовки, затерявшейся среди девственного леса недалеко от реки Шексны. Глаз художника воспитывался и на народных картинках и на высоких образцах древнерусской живописи. Согласно семейному преданию, однажды шестилетний Вася, залюбовавшись расписным платком няни, скопировал с него картинку – тройку преследуют волки.

    Мальчика учить начали рано: уже в пять-шесть лет он свободно читал, умел писать и знал счет. С раннего детства Верещагина тянуло к знаниям, он прилежно учился. Сначала с ним занималась мать, потом немцы-гувернеры и сын местного священника.

    В семь лет мальчик был принят в Александровский царскосельский малолетний кадетский корпус, где во время обучения особое пристрастие питал к истории. Спустя три рода он был переведен в петербургский Морской кадетский корпус. Годы, проведенные Верещагиным в этом старейшем морском училище, имеющем славные боевые традиции, не прошли для него бесследно.

    Пора учения в корпусе отмечена глубоким интересом Верещагина к истории, географии и литературе. Особенно любил он в эти годы «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизора» Н.В. Гоголя. Хотя астрономия, навигация, корабельная механика не столь глубоко интересовали Верещагина, он усердно занимался и этими предметами, так как, по его собственным словам, он никогда ничего не делал вполсилы.

    Уже в те годы все свободное время Верещагин отдавал рисованию, главным образом копированию. Учитель рисования В.К. Каменев отметил особые способности своего ученика, увидев сделанную им копию с картины А. Калама «Мельница». Верещагин некоторое время занимался живописью самостоятельно и брал частные уроки у одного из учеников Академии художеств, а с 1858 года приступил к систематическим занятиям в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. 

    В судьбе Верещагина 1860 год стал переломным. Сдав выпускные экзамены в корпусе, он отказывается от блестящей карьеры морского офицера, навсегда оставляет морскую службу и, несмотря на отказ отца поддерживать сына материально, поступает в Академию художеств. Учиться в Академии Верещагин смог лишь благодаря стипендии Общества поощрения художников.

    Глубокое влияние на начинающего художника оказывал профессор А.Е. Бейдеман, который призывал своих студентов наблюдать жизнь и как можно больше рисовать с натуры. В 1861 году он берет с собой в Париж Верещагина, своего любимого ученика. Эта поездка оказалась очень плодотворной для начинающего художника: знакомство с шедеврами классической европейской живописи в Лувре и с культурной жизнью Европы того времени во многом определило представления Верещагина о том, каким должно быть искусство. Сильное впечатление на молодого художника произвела встреча с известным французским историческим живописцем Эженом Девериа.

    Период 1861–1862 годов (время учебы в Академии и за ее стенами по преимуществу) оказался очень важным в становлении личности художника. Верещагин пополняет в эти годы свое образование.

    В 1862 году художник делает четыре офорта для сборника «Живописная Украина» и восемь рисунков к книге В.А. Золотова «История России в картинах», создает иллюстрацию к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова  для журнала «Северное сияние». К этому же, 1862 году относятся и первые литературные пробы художника. Верещагин пишет «Рассказ старого охотника» в подражание Тургеневу.

    В 1863 году художник оставляет Академию и едет на Кавказ. Спустя несколько месяцев произойдет знаменитый «бунт 14-ти» – четырнадцать выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским, отказавшись писать картины на конкурсные темы, покинут Академию.

    В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду — орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

      Картинки по запросу верещагин художник жизнь и творчество Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по Китаю. В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны — груды черепов, над которыми вьются вороны.

       В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в Мюнхене и других западноевропейских городах. На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

      

    Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

       После этой ситуации художник покидает Россию, живя в Индии, на Тибете, во Франции. С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

       Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось — он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

    Похожее изображение

    Картинки по запросу верещагин художник жизнь и творчество

    Картинки по запросу верещагин художник жизнь и творчество

    Картинки по запросу верещагин художник жизнь и творчество

    Категория: Информминутка | Просмотров: 888 | Добавил: Lara | Теги: информминутка, лицей 104, Верещагин | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Октябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Погода в Новокузнецке

    Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Федеральный институт педагогических измерений

    Контактные данные:
    Директор лицея:
    Арыкова Альбина Викторовна 
    8(3843)37-58-68

    Наш адрес:
    Кемеровская область, г.Новокузнецк
    пер. Шестакова, 17
    Участник Всероссийского интернет-педсовета-2011 Россия - без жестокости к детям!

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz