Вторник, 23.04.2024, 20:16
    Приветствую Вас Гость | RSS


          МБОУ "Лицей № 104" г.Новокузнецк Кемеровская область - Кузбасс

    Меню сайта
    Жизнь Лицея
    Начальная школа [20]
    Административная [102]
    Наша жизнь [172]
    Учебная [54]
    Разное [140]
    Учительская [9]
    Информминутка [64]
    материалы для информационных минут, проводимых в классах
    Поздравляем! [34]
    Здоровье [17]
    ЕГЭ/ОГЭ [2]
    Новости о Государственной итоговой аттестации
    ВПО Воевода [13]
    Военно-патриотическое объединение "Воевода", организованное на базе МБОУ "Лицей № 104"
    Никто не забыт, ничто не забыто! [19]
    Безопасность [19]
    Волонтёрское движение [13]
    ЮИД [4]
    Профориентация [10]
    Спорт [1]
    Форма входа

    Нужные ссылки:

    Новости образования

    Президент России — школьникам

    Сайт Министерства образования науки

    Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    «Школьная библиотека» – вся школьная программа по литературе

    Портал EDUNEWS

    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2015 » Октябрь » 18 » Мичурин Иван Владимирович
    15:40
    Мичурин Иван Владимирович

    15 (27) октября исполнилось 160 лет величайшему русскому селекционеру, садоводу-генетику - Ивану Владимировичу Мичурину.

    Мичурин, биолог, селекционер, доктор биологии,

    Родился 15 (27) октября 1855 года в небольшом поместье Вершина возле деревни Долгое Пронского уезда Рязанской губернии.
    Умер 7 июня 1935, в городе Мичуринск, Тамбовской области.

    Русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР, академик ВАСХНИЛ.

    Селекционер, создатель новых сортов плодово-ягодных культур. Автор метода отдаленной гибридизации. Кавалер ордена святой Анны третьей степени, почетный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935).

    Иван Владимирович родился в деревне Долгое Пронского уезда Рязанской губ. После окончания пронского уездного уч-ща (1869) поступил в рязанскую гимназию, из которой вскоре был исключен "за непочтительность к начальству".

    В 1872 начал работать в должности конторщика товарной станции Козлов (ныне Мичуринск). В это время, несмотря на тяжелые условия работы и ничтожный заработок, Мичурин приступил к осуществлению своей мечты — посвятить жизнь садоводству. На маленьком участке земли за надворными постройками дома, где он жил, начал выращивать растения из семян отборных плодов яблонь, груш, слив и вишен; одновременно занимался изучением русского и мирового сортимента плодовых и ягодных растений. В 1875 переехал в г. Ряжск, где стал работать старшим конторщиком товарной конторы ж.-д. станции. В 1877 возвратился в г. Козлов; новая работа (мастер часов и сигнальных аппаратов на участке ж. д. Козлов—Лебедянь) позволила ему во время поездок по участку познакомиться с садоводством центральной части Европ. России.

    Еще в 1875 (в Козлове) Мичурин снял в аренду небольшую (130 кв. саж.) пустующую городскую усадьбу, где и приступил к своим замечательным опытам. Но очень скоро опытный участок стал тесен для работы (к этому времени Иван Владимирович имел уже коллекцию, содержавшую более 600 видов плодово-ягодных деревьев и кустарников), и в 1882 он взял в аренду новый, несколько больший участок, куда и перенес все свои растения. На этом участке им были выведены первые сорта малины ("коммерция"), вишен ("гриот грушевидный", "мелколистная полукарликовая", "плодородная", межвидовой гибридный сорт "краса севера"). В 1888 Мичурин приобрел в 7 км от города, у слободы Турмасово, участок ок. 12 десятин, на котором он смог развернуть свои исследования.

    Уже в 1875—77 ученый начал работать над вопросами улучшения и пополнения сортимента плодовых растений центральной и сев. части России. Будучи увлечен идеями акклиматизации, он в своих первоначальных опытах использовал методы, пропагандировавшиеся в то время московским садоводом А. К. Греллем, и стремился изменить наследственность южных сортов плодовых растений путем прививки их черенков в крону взрослого дерева местного сорта или на холодостойкие дички. Однако после ряда лет работы Мичурин пришел к выводу о несостоятельности этого метода акклиматизации южных сортов, т. к. все растения, привитые подобным образом, погибли в суровые зимы. Позже Иван Владимирович выступил со статьей "Каким путем возможна акклиматизация растений?" (1905), в которой вскрыл ошибочность греллевских методов, указывая, что любой теплолюбивый сорт, не обладавший на своей родине способностью выдерживать низкие температуры, не может приспособиться к ним в новых климатических условиях, если акклиматизацию проводить путем переноса растений, черенков, отводков и т. п.; такие растения погибают или вырождаются. Мичурин пришел к выводу, что акклиматизация растений возможна только в том случае, если производить последовательный перенос растений семенами на север через ряд географических областей. Таким методом (используя связи с любителями-садоводами ряда губерний) им были созданы "северный абрикос" и черешня "первая ласточка".

    Однако этот путь акклиматизации растений оказался весьма длительным. Долголетние поиски лучших способов продвижения плодовых культур на север привели Мичурина к методу гибридизации географически отдаленных форм, к межвидовой и межродовой гибридизации в сочетании как с планомерным воспитанием родительских форм перед скрещиванием, так и последующим воспитанием отобранных лучших гибридных сеянцев. Свои взгляды на отдаленную гибридизацию ученый сформулировал в статье "Содействие гибридизации дает более надежный способ акклиматизации" (1913) и развил их в ряде последующих работ. Чем более географически отдаленные формы растений скрещивались, тем большей пластичностью обладали гибридные организмы и тем легче они могли приспособиться к суровым условиям средней полосы России. Но здесь встретились новые препятствия. Гибридные сеянцы, полученные от скрещивания местных сортов растений с южными, развиваясь на тучной черноземной почве, уклонились по признаку зимостойкости в сторону южных сортов и гибли от морозов.

    В 1893—96, когда в питомнике уже имелись тысячи гибридных сеянцев, Мичурин пришел к заключению, что для выведения более устойчивых к морозам сортов необходимо перенести опыты на участок с менее тучной почвой. С этой целью он приобрел участок в Донской слободе (близ г. Козлова) с наносной супесчаной почвой, куда и перенес (в 1899—1900) все саженцы. На этом участке Иван Владимирович работал до конца своей жизни.

    При царизме Мичурин не встретил поддержки у представителей "казенной науки". Он неоднократно предлагал департаменту земледелия взять в ведение государства его небольшой опытный участок и указывал на необходимость организации хотя бы одного на всю Россию государственного учреждения, где могли бы продолжаться гибридизационные работы. Все его попытки вызвать интерес к своим опытам наталкивались на невежество и безразличие чиновников, а реакционные представители ученого мира, которых Мичурин называл "кастовыми жрецами болтологии", открыто презирали его. Но, несмотря на это, Иван Владимирович, будучи горячим патриотом, наотрез отказался от настойчивых предложений (1911, 1913) представителя департамента земледелия США продать свои коллекции.

    После Великой Октябрьской социалистической революции, в первые же дни после установления Советской власти, Мичурин пришел в уездный земельный отдел и заявил о желании работать для новой власти.

    На работы Мичурина, как имеющие большое государственное значение, обратил внимание В. И. Ленин. В 1918 Советское государство приняло переданный ученым питомник в свое ведение, назначило его заведующим и создало благоприятные условия для его творческой работы (были выделены средства, оборудование, обеспечены кадры). Позже (1928) на базе питомника была создана селекционно-генетичическая станция плодово-ягодных культур им. И. В. Мичурина (ныне Центральная генетическая лаборатория им. И. В. Мичурина). В 1931 было принято решение об организации производственного учебно-опытного комбината, в состав которого вошли: совхоз-сад на площади свыше 3500 га, Центральный н.-и. ин-т сев. плодоводства (ныне Н.-и. ин-т плодоводства им. И. В. Мичурина), высшее учебное заведение — Ин-т селекции плодово-ягодных культур (позже переименованный в Плодоовощной ин-т им. И. В. Мичурина), и др. Задачей этих учреждений являлась широкая разработка учения Ивана Владимировича, внедрение в практику его опыта, создание новых сортов плодово-ягодных растений, разработка вопросов, связанных с агротехникой садоводства, подготовка квалифицированных специалистов в области плодоводства и овощеводства, руководство многочисленными организованными зональными станциями и опорными пунктами и т. д. Только при Сов. власти идея Мичурина о продвижении плодоводства в северные районы страны смогла превратиться в действительность.

    Мичурин был связан с многочисленными практиками-садоводами, учеными и колхозниками, вел с ними обширную переписку, давал личные консультации, активно выступал в печати и т. д. Он указывал, что только Коммунистическая партия и Советская власть превратили его из одиночки-опытника в руководителя и организатора дела плодоводства в стране.

    В 1932 г. Козлов был переименован в Мичуринск.

    Похоронен Мичурин Иван Владимирович на площади в г. Мичуринске.

    Научная и практическая деятельность его была посвящена разрешению задачи пополнения сортимента плодово-ягодных растений средней полосы России и передвижения границы произрастания южных культур на север.

    Он писал: "Жизнь безостановочно идет вперед... Все, что останавливается на одной форме и на одном месте, неизбежно обречено на отмирание. Все формы живых организмов есть переходящее явление и никогда вполне не повторяются" (Соч., т. 4, 2 изд., 1948, стр. 400). Вся деятельность Ученого была направлена на то, чтобы человек мог, познав законы формообразования видов, заставить природу производить те формы и с такими свойствами, которые нужны человеку. "Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее — наша задача" — принцип, которым Мичурин постоянно руководствовался в своей работе (см. там же, т. 1, стр. 605).

    Большинство стандартных сортов плодовых растений ученый получил методом гибридизации географически отдаленных форм. Почти каждый выведенный им сорт служил новым подтверждением правильности положений Ч. Дарвина о том, что даже самая слабая перемена условий жизни часто бывает достаточна, чтобы вызвать изменчивость организмов. В работе "Выведение новых культурных сортов плодовых деревьев и кустарников из семян" (1911) Мичурин изложил основные теоретические вопросы своего учения по созданию новых высококачественных сортов растений.

    При выведении новых сортов он придавал большое значение подбору производителей и указывал, что от селекционера требуется всестороннее изучение свойств и качеств каждого сорта или вида растений, выбранных для роли производителя. Он отмечал, что даже возраст родительских растений одного и того же сорта или вида значительно влияет на качество гибридного потомства: деревья старшего возраста полнее передают наследственные признаки, чем молодые.

    Для получения гибридов между растениями отдаленных видов и родов, для преодоления их нескрещиваемости Иван Владимирович разработал ряд замечательных методов и приемов. Все его исследования представляли собой стремление познать природу организмов, их наследственность и изменчивость и обосновать способы управления растениями в нужном направлении. Ставя перед собой задачу создания нового сорта, он тщательно подбирал исходные формы, учитывал особенности их индивидуального развития, историю развития не только прямых родительских пар, но и их далеких предков. Основным в работе ученого являлась гибридизация в сочетании с целесообразным воспитанием гибридных сеянцев как организмов, наиболее поддающихся влиянию среды. Гибридизацию он рассматривал как средство для получения новой формы, сочетающей признаки и свойства родительской пары, и в то же время как средство расшатывания наследственности растения (преодоления ее консервативности). Мичурин указывал, что с получением гибридных семян работа селекционера не заканчивается, а только начинается. В опубликованной в 1923 статье "Сводка результатов практических работ оригинатора новых сортов плодовых растений" он писал, что без применения целесообразного режима воспитания сеянцев, только одной селекцией, даже при сочетании ее со всеми видами скрещиваний, нельзя создать вполне устойчивые сорта плодовых деревьев. Условия внешней среды являются основным фактором, определяющим наследственные качества полученного растения. Совершенно бесполезно проводить самый строгий отбор среди селекционного материала в ряде поколений в надежде получить из него перспективные сорта, если этим организмам не будут предоставлены соответствующая почва, обильное питание, свет и др. Однако изменения в организме, возникшие в результате воздействия внешней среды в процессе его индивидуального развития, нельзя рассматривать в отрыве от наследственности, сложившейся в процессе исторического развития данного вида. Наследственность стойка и с трудом поддается изменению, но даже самые глубокие наследственные свойства организма можно расшатать путем гибридизации и влияния новых условий среды. Полученный в результате скрещивания молодой организм в силу расшатанной наследственности будет обладать большей пластичностью, и его развитие можно направлять в желаемую сторону путем применения разнообразных приемов воспитания. Одним из действенных способов воспитания гибридов является. метод ментора-воспитателя. Разработав приемы управления доминированием признаков, Мичурин в статьях "По поводу неприменимости законов Менделя в деле гибридизации" (1915), "Семена, их жизнь и сохранение до посева" (1915) и др. подверг критике менделеевские законы наследования признаков. Глубоко изучив характер взаимодействия подвоя и привоя, на огромном количестве фактов доказал действенность вегетативной гибридизации и подтвердил тем самым правильность положений Ч. Дарвина, считавшего, что путем прививки одного растения к другому получается вегетативный гибрид — форма, сочетающая признаки привитых растений. В 1922 Иван Владимирович написал работу "Ошибочное суждение многих ученых исследователей по признанию возможности явления вегетативных гибридов" (впервые опубл. в журнале "Яровизация", 1936, № 4). Он показал возможность получения вегетативных гибридов не только между разновидностями одного и того же вида растении, но и между разными видами и даже родами их, чего достичь путем обычного скрещивания во многих случаях невозможно; при этом новые свойства гибридного организма передаются его потомкам через половые клетки (семена), что было подтверждено на созданном Мичуриным вегетативном гибриде между яблоней и грушей ("ренет бергамотный").

    Исследованиями по вегетативной гибридизации показал возможность наследования изменений, возникающих в процессе индивидуальной жизни организма. Учение Мичурина, основанное на раскрытии закономерностей в природе, указывает пути и способы, позволяющие направлять развитие растительного мира. Мичурин был ученым-новатором, умевшим органически соединять теорию и практику и развивать свою исследовательскую работу в соответствии с практическими задачами социалистического строительства. Им выведено более 300 новых сортов плодово-ягодных растений (яблони — "пепин шафранный", "бельфлер-китайка", "славянка", "антоновка шестисотграммовая", "шафран-китайка"; груши — "бере зимняя Мичурина", "бергамот новик"; вишни — "плодородная Мичурина", "краса севера"; сливы — "ренклод терновый", "ренклод колхозный", "ренклод реформа"; винограда — "северный белый", "русский конкорд"; рябины — "мичуринская десертная"; ежевикообразной малины — "техас", и многих др.). Многочисленные последователи М. (ученые, колхозники, а также любители-плодоводы) успешно развивают начатое им дело. За год до кончины он писал: "Иных желаний, как продолжать вместе с тысячами энтузиастов дело обновления земли, к чему звал нас великий Ленин, у меня нет" (там же, т. 1, стр. 603).

    Источник: http://www.allbiograf.ru/nauka/biologi-mediki/38-michurin

    Категория: Информминутка | Просмотров: 934 | Добавил: Lara | Теги: информминутка, мичурин, юбилей | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Октябрь 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Погода в Новокузнецке

    Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации

    Федеральный институт педагогических измерений

    Контактные данные:
    Директор лицея:
    Арыкова Альбина Викторовна 
    8(3843)37-58-68

    Наш адрес:
    Кемеровская область, г.Новокузнецк
    пер. Шестакова, 17
    Участник Всероссийского интернет-педсовета-2011 Россия - без жестокости к детям!

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz